Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ ТАТАРСТАНА" НА 1999 - 2001 ГОДЫ

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ


В настоящее время в Республике Татарстан сложилась тревожная медико-демографическая ситуация, вызванная падением рождаемости, высоким уровнем общей, материнской и младенческой смертности, снижением коэффициента, заметным сокращением средней продолжительности жизни. В этих условиях чрезвычайно актуальное значение приобретают задачи сохранения не только состоявшейся, но и потенциальной человеческой жизни. Ухудшение состояния здоровья женщин, в том числе беременных, привело к значительному снижению качества здоровья новорожденных и детей первого года жизни. Тревожным является среди новорожденных нарастание врожденных пороков и аномалий развития, заболеваний перинатального периода, которые являются основными причинами смерти детей на первом году жизни.

Здоровье детей формируется как интегральный показатель сложного взаимодействия социально-экономических, демографических факторов и медико-биологических, важнейшими из которых являются: ухудшение экологической обстановки; недостаточное и несбалансированное питание; условия и технология обучения и воспитания детей в школе и семье; стрессовые воздействия, связанные со снижением экономического благополучия семей, социальным напряжением в обществе; распространение вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков, токсикомания); снижение уровня медицинской помощи и т.д.

Сложным вопросом остается проблема детского питания. Несмотря на принятие двух правительственных постановлений по этому вопросу (в сентябре 1991 и декабре 1993 гг.), индустрия детского питания до сих пор не создана. Сейчас положение еще более обострилось ввиду уменьшения грудного вскармливания с 74,4% в Казани и 84,2% в сельских районах в 1990 году до 43,6% к 27,5% соответственно в 1996 году при одновременном снижении за этот период завоза детских сухих молочных смесей в 13 раз, плодоовощных консервов - в 38 раз и мясных - в 6 раз. За эти же годы сократилось число детских молочных кухонь. В 12 сельских районах молочные кухни отсутствуют, причем и существующие во многих случаях не удовлетворяют требованиям, как по производительности, так и по ассортименту и качеству продукции.

За последние годы состояние здоровья школьников Республики Татарстан заметно ухудшилось. Увеличилось число хронически больных детей, особенно с болезнями нервной системы, органов пищеварения, онкологическими заболеваниями, заболеваниями крови, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата. Осмотр выпускников школ свидетельствует об уменьшении числа здоровых до 28,8% в 1997 году и увеличения числа больных детей.

Вызывают озабоченность показатели физического развития школьников: в среднем у 22% девочек и 16% мальчиков отмечается дефицит массы тела. Выявлена низкая обеспеченность организма школьников витаминами: дефицит витамина "C" наблюдается у 88,6%, витамина "A" - у 37,9%, витамина B - у 95,8%, витамина D - у 52,2%, фолиевой кислоты у 79,2% из них. По-прежнему остается острой и болезненной проблема организации школьного питания в республике. В 1997 году охват горячим питанием в городах составил от 50 до 70%, в сельской местности от 80 до 100%. Не отлажен порядок учета и регистрации детей, нуждающихся в бесплатном питании. Ликвидация ведомственного технологического и лабораторного контроля привела к ухудшению качества питания.

Вызывает тревогу распространенность в Республике Татарстан среди детей и подростков отклонений в нервно-психической сфере. Они были выявлены у 74,6% детей и подростков. Первое место в этой группе заболеваний занимают пограничные психические заболевания (неврозы, неврозоподобные нарушения, реактивные состояния и др.). За последнее десятилетие произошел значительный рост частоты детской инвалидности. Если за период с 1981 г. по 1991 г. частота детской инвалидности увеличилась в 2,4 раза, то за период с 1986 г. по 1997 г. она возросла в 4,7 раза.

Несмотря на проводимые в Республике Татарстан мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования детей - инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого-педагогических и медицинских проблем. Назрела необходимость решения на республиканском уровне вопросов обеспечения нормальной жизнедеятельности детей - инвалидов и семей, в которых они воспитываются.

Отмечается тенденция роста и такого социально-обусловленного заболевания, как туберкулез. За истекший год активной формой туберкулеза заболело 54 человека, причем 74% из них составили подростки.

Негативное влияние на организм ребенка усиливается за счет несбалансированности режимов умственного труда и отдыха учащихся. В школах с углубленным изучением предметов, лицеях, гимназиях, колледжах учащиеся подвергаются усиленной школьной нагрузке.

Анализ состояния здоровья школьников, условий обучения и воспитания их в образовательных учреждениях показывает, что вся инновационная работа, особенно изменения в содержании образования, требуют четкого и тщательного обоснования и контроля не только за качеством знаний.

Несмотря на ухудшение состояния здоровья детей и подростков, в республике произошло значительное сокращение оздоровительных учреждений. Так с 1991 по 1995 год сеть стационарных учреждений и объектов отдыха и оздоровления сократилась более чем на 30%: загородных лагерей со 144 до 98, стационарных лагерей труда и отдыха с 27 до 5, спортивно-оздоровительных лагерей с 18 до 13.

Необходимо отметить, что продолжается разрушение учебно - материальной базы образования, резко сократились капитальные вложения. Около одной трети образовательных учреждений требуют капитального ремонта или нового строительства вследствие обветшалости. В 2 - 3 смены работают около 33% школ. В срочном капитальном ремонте нуждаются более 20% общеобразовательных школ. Около 30% детских садов, четвертая часть профессиональных училищ требуют капитального ремонта и реконструкции.

Численность детей в постоянных дошкольных учреждениях сократилась с 268459 в 1992 году до 173302 в 1997 году. Охват общественным дошкольным воспитанием составил 68,1%.

Значительный вклад в дело воспитания вносят детские общественные организации. В Татарстане действуют 6 республиканских и более 100 местных детских организаций, которые насчитывают в своих рядах более 200000 детей. Но на сегодняшний день детские общественные организации переживают трудные времена, им отказывают в выделении помещений, отсутствует нормальная материальная база. Необходима реализация конкретных действий, направленных на поддержку и развитие детского движения.

Сократилось также количество подростковых клубов. Так, в начале 90-х годов по республике было закрыто 57 подростковых клубов, резко сократилось количество кружков и секций. Количество детей, занимающихся в ведомственных клубах уменьшилось более чем в 2 раза.

Одаренные дети, еще не стали объектом усиленного внимания государственных органов, творческих союзов, университетов и научных школ. Требуется создание структур поиска и поддержки одаренных детей.

В республике отсутствует банк данных об одаренных учащихся. Не проведены исследования, раскрывающие перспективы развития одаренных детей через 10 - 20 лет, как это принято в практике развитых государств.

В кризисной ситуации находятся техническое творчество, туризм и детский спорт. С каждым годом обостряются проблемы финансирования дополнительного образования детей. Низкий уровень доходов большинства населения ограничивает возможности родителей в оплате дополнительного образования детей, в связи с чем появляется проблема доступности этого вида образования.

Социальное здоровье общества во многом характеризуется отношением к сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Серьезную озабоченность вызывает тот факт, что ежегодно увеличивается количество детей, оставшихся без попечения родителей. В течение 1996/97 учебного года было выявлено и взято на учет 1632 ребенка, оставшихся без попечения родителей.

Ежегодно возрастает количество детей - сирот, переданных в семьи граждан (в 1992 году - 960 детей, в 1996 году - 1257), однако не снижается потребность устройства детей на попечение государственных учреждений.

Несмотря на то, что за последние годы открыто 5 муниципальных детских домов, перепрофилированы 4 интернатных учреждения, существующая сеть образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не обеспечивает потребности в содержании и обучении таких детей. Так, по сравнению с 1992 годом в 1996 году неустроенных детей - сирот стало в 2,5 раза больше. Только в Казани на начало 1997/98 учебного года остались неустроенными 50 человек (из общего количества 126 чел.).

На фоне падения нравственных устоев особую актуальность в последние годы приобрели социально значимые болезни. Несмотря на принимаемые меры, в республике растет число подростков, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества: только за период с 1992 по 1995 гг. заболеваемость подростков алкоголизмом увеличилась в 1,7 раза, а число употребляющих наркотики - 37 раз.

Угрожающий характер приняла распространенность заболеваний, передаваемых половым путем у подростков: так, за период 1990 - 1994 гг. заболеваемость сифилисом возросла в 32 раза, а число больных гонореей - в 1,7 раз.

Требуют пристального общественного внимания проблемы, связанные с ростом правонарушений среди школьников. В 1997 году за различные административные правонарушения в органы внутренних дел было доставлено 23468 школьников, что на 4,1% больше, чем в 1996 году (22537 человек). Растет число лиц ранее совершивших преступления - на 4% растет число правонарушений, совершенных учащимися школ, ПТУ - на 9,4%.

В последние годы, несмотря на снижение подростковой преступности, наблюдается тенденция ее омоложения. Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений не обеспечивают эффективной профилактики. Медленно развиваются, а порой и сокращаются учреждения досуга и дополнительного образования, социально-реабилитационные учреждения для дезадаптированных детей и другие службы социального обслуживания детей, подростков, семьи.

Не отвечает современным требованиям и нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по решению проблем детей, их правовой и социальной защиты, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

Все это требует согласованного межведомственного подхода, описания системы управления в области решения проблем детей, четкого распределения направлений деятельности, функциональных обязанностей и ответственности министерств и ведомств за выполнение и решение проблем детей.

Предполагаемая программа является первым шагом в системном решении проблем, ориентированных на повышение уровня жизни детей.