МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 25 декабря 2000 года N 1496

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МЗ РТ]

В целях совершенствования медико - санитарного обеспечения населения Республики Татарстан при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации N 380 от 27 октября 2000 года "Об утверждении положения о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации" ПРИКАЗЫВАЮ:


1. Утвердить Положение о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан (Приложение 1).

2. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра Галиуллина Н.И.


Министр
К.Ш.ЗЫЯТДИНОВ


Приложение N 1
к приказу
Министерства здравоохранения
Республики Татарстан
от 25 декабря 2000 года N 1496


ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


 1. Общие положения


1.1. Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан (далее именуется Служба) является основой Службы медицины катастроф Республики Татарстан и предназначена для проведения комплекса мероприятий медико - санитарного обеспечения населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, террористических актах и других чрезвычайных ситуациях, а также для организации и оказания экстренной медицинской помощи населению республики.

Служба является организационно - функциональной отраслью системы здравоохранения Республики Татарстан и выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с комитетами, министерствами и ведомствами, участвующими в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

1.2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами, законами Республики Татарстан, указаниями и распоряжениями Президента Российской Федерации, Президента Республики Татарстан, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, Кабинета Министров Республики Татарстан, приказами и указаниями Министерства здравоохранения Российской Федерации РТ, другими нормативными правовыми актами и настоящим Положением.

1.3. Основные задачи Службы, организационные основы ее создания и деятельности определяются "Положением о Всероссийской службе медицины катастроф", "Положением о Службе медицины катастроф Республики Татарстан", "Положением о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации" и настоящим Положением.


2. Основные задачи


Основными задачами Службы являются:

- организация и осуществление медико - санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе и при террористических актах;

- создание, подготовка и обеспечение готовности органов управления, формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение постоянной готовности и эффективной работы медицинских учреждений по оказанию экстренной медицинской помощи населению;

- участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления и лечебно - профилактических учреждений Министерства здравоохранения Республики Татарстан к работе в чрезвычайных ситуациях;

- участие в выявлении источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико - санитарными последствиями, организация постоянного медико - санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий;

- прогнозирование и оценка медико - санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

- сбор и обработка информации медико - санитарного характера в области защиты населения и территорий, о медико - санитарных последствиях чрезвычайных ситуаций и ходе их ликвидации; обмен и предоставление такой информации заинтересованным министерствам, комитетам и ведомствам;

- организация взаимодействия органов управления, формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, независимо от ведомственной принадлежности, координация их деятельности;

- разработка основ подготовки формирований и учреждений Службы, принципов и организации работы при ликвидации медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной медицинской помощи населению;

- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной медицинской помощи и лечения пострадавшего населения с учетом характера чрезвычайных ситуаций;

- постоянное совершенствование организационной структуры Службы и системы медико - санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы экстренной медицинской помощи населению;

- создание системы управления Службы, поддержание ее в постоянной готовности и совершенствование;

- разработка научно - методических основ подготовки и повышения квалификации специалистов Службы и организация их аттестации;

- подготовка и повышение квалификации специалистов Службы;

- разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

- создание и рациональное использование резервов медицинского имущества Службы, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

- участие (в сфере ответственности органов здравоохранения) в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

- создание и рациональное использование резервов финансовых и материально - технических ресурсов для обеспечения деятельности Службы;

международное сотрудничество в области медицины катастроф.


 3. Организационная структура


3.1. На республиканском уровне Служба представлена Республиканским центром медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан с входящими в него штатными формированиями и подразделениями, предназначенными для оперативного выдвижения в зону чрезвычайной ситуации, оказания доврачебной, первой врачебной и квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пострадавшим в автономном режиме работы.

Республиканский центр медицины катастроф непосредственно подчинен Министерству здравоохранения Республики Татарстан, а по специальным вопросам - Приволжскому региональному центру медицины катастроф и ВЦМК "Защита".

На местном уровне Служба представлена службой медицины катастроф города (района). Служба медицины катастроф города (района) непосредственно подчиняется руководителю здравоохранения города (района), а при введении режима повышенной готовности и чрезвычайных ситуациях Республиканскому центру медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан.

Службы медицины катастроф гг. Казань, Альметьевск, Бугульма, Набережные Челны, Елабуга, Нижнекамск, Чистополь, Буинск и Кукмор выполняют функции Межрайонных центров медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан.

3.2. На республиканском, местном и объектовом уровнях для участия в ликвидации медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций создаются нештатные формирования Службы.

Основными из них являются:

бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские);

специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии, психиатрические, педиатрические и др.);

бригады первой врачебной помощи (врачебно - сестринские бригады);

бригады доврачебной помощи;

бригады специализированной медицинской помощи.

3.3. Профиль, количество, сроки готовности и лечебно - профилактические учреждения, на базе которых создаются нештатные формирования Службы, определяются Министерством здравоохранения Республики Татарстан, исходя из медико - санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях.

Обеспечение готовности нештатных формирований к работе возлагается на руководителя учреждения - формирователя; при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение Республиканского центра медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан.

3.4. Для создания формирований Службы, подготовки ее кадров и решения научных задач используются расположенные на территории Республики Татарстан медицинские учебные заведения, научно - исследовательские институты и лечебно - профилактические учреждения.


 4. Организация деятельности Службы


4.1. В зависимости от обстановки деятельность Службы осуществляется в трех режимах: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации.

Решение о введении режима повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для Службы принимается Министерством здравоохранения Республики Татарстан или КЧС Министерства здравоохранения Республики Татарстан на основании информации, поступающей из органов управления или учреждений здравоохранения, органов ГО и ЧС, Правительства Республики Татарстан и других источников.

4.2. В зависимости от режима деятельности Служба выполняет следующие основные мероприятия:


В режиме повседневной деятельности:

- участие в организации и осуществлении наблюдения за обстановкой на потенциально опасных объектах, в зонах (районах) возможных стихийных бедствий в плане предупреждения или уменьшения медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

- планирование мероприятий по снижению медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в повышении уровня защиты населения и в его обучении правилам оказания первой медицинской помощи;

- планирование медико - санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- организация и обеспечение постоянного, эффективного функционирования дежурно - диспетчерской службы;

- организация и обеспечение экстренной медицинской помощи населению;

- организация и проведение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемиологических очагов;

- поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений Службы, совершенствование подготовки ее личного состава;

- проверка готовности службы медицины катастроф нижестоящих уровней;

- поддержание взаимодействия между органами управления, формированиями и учреждениями, входящими в службу медицины катастроф;

- создание, накопление, освежение и контроль за хранением и правильным использованием резервов медицинского имущества;

- разработка и реализация комплекса мероприятий по своевременному материально - техническому обеспечению Службы;

- создание, поддержание и контроль за использованием финансовых и материально - технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы Службы;

- участие в медицинской подготовке личного состава аварийно - спасательных формирований;

- обобщение опыта работы Службы по ликвидации медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.


В режиме повышенной готовности:

- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима повышенной готовности;

- анализ причин введения режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и подготовка предложений руководителю службы медицины катастроф соответствующего уровня по организации работы Службы;

- уточнение плана медико - санитарного обеспечения населения при чрезвычайной ситуации;

- организация выполнения органами управления, формированиями и учреждениями Службы соответствующих мероприятий режима повышенной готовности, проверка их выполнения и оказание помощи;

- создание и направление оперативных групп Республиканского центра медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан на место возможной чрезвычайной ситуации (при необходимости);

- участие в проведении мероприятий по защите населения и его подготовке к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- проверка готовности к использованию финансовых, материально - технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их дополнение в соответствии с возможной чрезвычайной ситуацией;

- организация внеочередного заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям Министерства здравоохранения Республики Татарстан;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»