Действующий

Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила ядерной безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами"

Требования к конструкции, характеристикам активной зоны реактора и исполнительных механизмов систем управления и защиты

19. Активная зона и элементы реактора, влияющие на реактивность, должны быть спроектированы таким образом, чтобы любые изменения реактивности за счет перемещения органов регулирования и эффектов реактивности в эксплуатационных состояниях и при проектных авариях не вызывали неуправляемого роста энерговыделения в активной зоне, приводящего к повреждению твэлов свыше установленных проектных пределов. В рабочем диапазоне температур активной зоны значения коэффициентов реактивности должны быть отрицательными при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии.

20. Характеристики ядерного топлива, активной зоны, расположение твэлов, выгорающего поглотителя, рабочих органов или средств воздействия на реактивность и других средств, влияющих на реактивность, должны исключать возможность достижения критичности при разрушении активной зоны или расплавлении топлива.

21. Включение (выключение) циркуляционных насосов контура теплоносителя реактора и (или) системы аварийного расхолаживания на остановленном реакторе не должно выводить его из подкритического состояния при любом учитываемом в проекте РУ исходном событии.

22. В проекте РУ должно быть обосновано и в ООБ показано, что при проектных авариях, связанных с увеличением реактивности, не происходит формоизменение и повреждение твэлов сверх проектных пределов.

23. В проекте активной зоны должен быть установлен и обоснован максимальный предел повреждения твэлов и связанные с ним значения объемной активности теплоносителя контура реактора по реперным радионуклидам.

24. Конструкция активной зоны должна быть такой, чтобы при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, не превышались проектные пределы повреждения твэлов с учетом:

проектного количества режимов и их проектного протекания;

тепловой, механической и радиационной деформации компонентов активной зоны;

предельных значений теплотехнических параметров;

вибрации, термоциклирования, усталости и старения материалов;

влияния продуктов деления и примесей в теплоносителе на коррозию оболочек твэлов;

воздействия радиационных и других факторов, ухудшающих механические характеристики материалов активной зоны и целостность оболочек твэлов.

25. Характеристики активной зоны и средств воздействия на реактивность должны быть такими, чтобы при введении этих средств в активную зону в любой комбинации их расположения исключалось увеличение реактивности на любом участке их движения.

26. Конструкция ТВС и реактора при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, должна исключать непредусмотренные перемещения и деформации элементов активной зоны, изменение геометрии твэлов и других элементов ТВС, ухудшение условий теплоотвода, приводящих к повреждению твэлов сверх проектных пределов или препятствующих нормальному функционированию органов СУЗ.

27. Активная зона, элементы реактора и исполнительные механизмы СУЗ должны быть спроектированы таким образом, чтобы исключалось заклинивание (невозможность перемещения в любом направлении от электродвигателя и ручного привода), выброс рабочих органов или самопроизвольное расцепление рабочих органов с элементами исполнительных механизмов СУЗ при любом положении судна, в том числе при его опрокидывании.

28. В проекте РУ должна быть обоснована и в ООБ показана возможность выгрузки активной зоны и ее компонентов после проектной аварии.

29. Маркировка ТВС должна иметь отличительные знаки, характеризующие содержание топлива и поглотителя.

30. Твэлы и пэлы с различным содержанием соответственно топлива и поглотителя должны иметь соответствующую маркировку.