7. Основной целью является безопасность судна. Безопасность ЯЭУ и хранилищ ЯТ (при нахождении их на судне) является неотъемлемой частью безопасности судна.
Судно удовлетворяет требованиям ядерной и радиационной безопасности при соблюдении следующих условий:
радиационное воздействие на экипаж судна и специальный персонал, население (пассажиров) и окружающую среду при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации до проектных аварий включительно не приводит к превышению установленных доз облучения экипажа судна и специального персонала и населения (пассажиров);
радиационное воздействие на экипаж судна и специальный персонал, население (пассажиров) и окружающую среду ограничивается при запроектных авариях ЯЭУ;
ограничивается вероятность возникновения на судне аварий ЯЭУ.
8. Безопасность судна достигается качественным проектированием, конструированием и изготовлением оборудования, строительством и эксплуатацией судна в соответствии с требованиями федеральных законов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, документов по стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, формированием и поддержанием культуры безопасности, учетом опыта эксплуатации и современного уровня развития науки, техники и производства.
9. Безопасность судна должна обеспечиваться последовательной реализацией принципа глубокоэшелонированной защиты, основанного на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и РВ в окружающую среду и системы технических и организационных мер по защите барьеров и сохранению их эффективности.
Система физических барьеров судна должна включать топливную матрицу, оболочку ТВЭЛ, границу контура теплоносителя реактора, защитную оболочку, защитное ограждение РУ и биологическую защиту.
Система физических барьеров хранилища ОЯТ (если оно предусмотрено в проекте судна) должна включать топливную матрицу, оболочку ТВЭЛ и герметичный физический барьер (определенный и обоснованный в проекте судна исходя из способа и условий безопасного хранения ОЯТ), исключающий распространение РВ в окружающую среду.
Система технических и организационных мер включает меры, направленные на обеспечение безопасности судна, а также меры, направленные на обеспечение безопасности экипажа судна, специального персонала и пассажиров, а при нахождении судна в пунктах базирования и в судоремонтных и судостроительных организациях - меры, направленные на обеспечение безопасности населения.
Система технических и организационных мер должна образовывать пять уровней глубокоэшелонированной защиты.
Уровень 1. Предотвращение нарушений нормальной эксплуатации:
разработка проектной документации судна на основе консервативного подхода с развитым свойством внутренней самозащищенности РУ и мер, направленных на исключение порогового эффекта;
обеспечение требуемого качества систем и элементов судна, важных для безопасности, выполняемых работ в области использования атомной энергии;
эксплуатация судна в соответствии с требованиями руководств и инструкций по эксплуатации;
поддержание в исправном и работоспособном состоянии систем и элементов, важных для безопасности, путем своевременного определения дефектов, принятия профилактических мер, контроля их ресурса, организации эффективно действующей системы технического обслуживания и ремонта, документирования результатов работ;
подбор и обеспечение необходимого уровня квалификации экипажа судна и специального персонала для выполнения работ в области использования атомной энергии, для действий при нормальной эксплуатации и при нарушениях нормальной эксплуатации, включая предаварийные ситуации и аварии, формирование культуры безопасности;
организация базового обеспечения эксплуатации судна.
Уровень 2. Предотвращение проектных аварий системами нормальной эксплуатации:
своевременное выявление отклонений от нормальной эксплуатации и их устранение;
управление в целях безопасности при эксплуатации с отклонениями.
Уровень 3. Предотвращение запроектных аварий системами безопасности:
предотвращение перерастания исходных событий в проектные аварии, а проектных аварий - в запроектные с применением систем безопасности;
ослабление последствий аварий, которые не удалось предотвратить, путем локализации РВ.
Уровень 4. Управление запроектными авариями:
возвращение РУ в контролируемое состояние, при котором прекращается цепная реакция деления, обеспечивается постоянное охлаждение ЯТ и удержание РВ в установленных границах;
предотвращение развития запроектных аварий и ослабление их последствий, в том числе с применением специальных технических средств по управлению запроектными авариями, а также любых технических средств, способных выполнять требуемые функции в сложившихся условиях;
защита от разрушения защитной оболочки и (или) защитного ограждения при запроектных авариях и поддержание их работоспособности.