Действующий

Об утверждении Стратегии развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 года

III. Цели и индикаторы Стратегии


Целями Стратегии являются:

формирование конкурентоспособной, устойчивой янтарной отрасли, обеспечивающей внутренний и внешний рынки качественной и конкурентоспособной продукцией;

формирование производственных, образовательных, культурных центров, обеспечивающих долгосрочное развитие янтарной отрасли;

увеличение занятости населения.

Для достижения целей Стратегии необходимо решить следующие задачи:

стимулирование создания новых перерабатывающих производств;

развитие конкурентной среды в янтарной отрасли, приведение отношений в сфере сбыта янтаря-сырца и продуктов его переработки в соответствие с нормами антимонопольного законодательства;

стимулирование вывоза из Российской Федерации янтарных полуфабрикатов и конечных продуктов переработки янтаря-сырца;

совершенствование пространственного размещения перерабатывающих предприятий;

содействие формированию устойчивых производственных и коммерческих отношений между предприятиями янтарной отрасли;

стимулирование внедрения современных технологий и оборудования в добывающее и обрабатывающее производства;

стимулирование саморегулирования и самоорганизации янтарной отрасли;

совершенствование государственного регулирования янтарной отрасли, в том числе в сфере стандартизации;

создание имиджа Калининградской области (г.Калининград) как центра художественной обработки и изучения янтаря;

использование туризма для продвижения продуктов переработки янтаря.

Главными приоритетами Стратегии являются:

повышение инвестиционной привлекательности подотрасли по переработке янтарного сырья;

формирование янтарного кластера;

создание комфортных условий для ведения бизнеса в янтарной отрасли;

создание новых объектов туризма.

Наряду с такими традиционными продуктами янтарной промышленности, как ювелирные и художественные изделия с янтарем, янтарная бижутерия, предметы обихода из янтаря, большим рыночным потенциалом обладают косметическая продукция, биологически активные пищевые добавки, лакокрасочная продукция и регуляторы роста растений с добавлением или на основе янтарной кислоты и ее производных, янтарной крошки и муки.

Механизмы реализации Стратегии направлены на стимулирование инвестиций в переработку янтаря, развитие инновационной активности в подотрасли, направленной среди прочего на создание новых янтарных продуктов.

В современной экономике одним из наиболее эффективных инструментов опережающего инновационного развития отдельных отраслей промышленности и регионов является создание кластеров, позволяющее в максимальной степени реализовывать потенциальные синергетические эффекты.

В рамках данного подхода переход янтарной отрасли Российской Федерации от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному может быть осуществлен через одновременное развитие добычи и переработки янтаря, а также туризма, основанного на привлекательности для российских и иностранных туристов культурно-исторического измерения производства и потребления продуктов переработки янтаря.

Калининградская область имеет естественные предпосылки для развития янтарного кластера, поскольку на территории региона объединены добыча и переработка янтаря, а также богатая материальная и нематериальная культура, связанная с переработкой и потреблением янтаря.

В этом смысле Калининградская область является единственным в своем роде регионом в мире.

В связи с этим взаимоувязанное развитие добычи и переработки янтаря, а также "янтарного туризма" в рамках промышленно-туристического кластера в Калининградской области является приоритетом Стратегии.

Основной тенденцией развития государственного регулирования предпринимательской деятельности в ведущих зарубежных странах является снижение административной нагрузки на бизнес, упрощение и унификация правил и процедур регулирования, а также стимулирование саморегулирования и самоорганизации хозяйствующих субъектов, в том числе в сфере контроля соблюдения принципов добросовестности и честной деловой практики.