Целями Стратегии являются:
формирование конкурентоспособной, устойчивой янтарной отрасли, обеспечивающей внутренний и внешний рынки качественной и конкурентоспособной продукцией;
формирование производственных, образовательных, культурных центров, обеспечивающих долгосрочное развитие янтарной отрасли;
увеличение занятости населения.
Для достижения целей Стратегии необходимо решить следующие задачи:
стимулирование создания новых перерабатывающих производств;
развитие конкурентной среды в янтарной отрасли, приведение отношений в сфере сбыта янтаря-сырца и продуктов его переработки в соответствие с нормами антимонопольного законодательства;
стимулирование вывоза из Российской Федерации янтарных полуфабрикатов и конечных продуктов переработки янтаря-сырца;
совершенствование пространственного размещения перерабатывающих предприятий;
содействие формированию устойчивых производственных и коммерческих отношений между предприятиями янтарной отрасли;
стимулирование внедрения современных технологий и оборудования в добывающее и обрабатывающее производства;
стимулирование саморегулирования и самоорганизации янтарной отрасли;
совершенствование государственного регулирования янтарной отрасли, в том числе в сфере стандартизации;
создание имиджа Калининградской области (г.Калининград) как центра художественной обработки и изучения янтаря;
использование туризма для продвижения продуктов переработки янтаря.
Главными приоритетами Стратегии являются:
повышение инвестиционной привлекательности подотрасли по переработке янтарного сырья;
формирование янтарного кластера;
создание комфортных условий для ведения бизнеса в янтарной отрасли;
создание новых объектов туризма.
Наряду с такими традиционными продуктами янтарной промышленности, как ювелирные и художественные изделия с янтарем, янтарная бижутерия, предметы обихода из янтаря, большим рыночным потенциалом обладают косметическая продукция, биологически активные пищевые добавки, лакокрасочная продукция и регуляторы роста растений с добавлением или на основе янтарной кислоты и ее производных, янтарной крошки и муки.
Механизмы реализации Стратегии направлены на стимулирование инвестиций в переработку янтаря, развитие инновационной активности в подотрасли, направленной среди прочего на создание новых янтарных продуктов.
В современной экономике одним из наиболее эффективных инструментов опережающего инновационного развития отдельных отраслей промышленности и регионов является создание кластеров, позволяющее в максимальной степени реализовывать потенциальные синергетические эффекты.
В рамках данного подхода переход янтарной отрасли Российской Федерации от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному может быть осуществлен через одновременное развитие добычи и переработки янтаря, а также туризма, основанного на привлекательности для российских и иностранных туристов культурно-исторического измерения производства и потребления продуктов переработки янтаря.
Калининградская область имеет естественные предпосылки для развития янтарного кластера, поскольку на территории региона объединены добыча и переработка янтаря, а также богатая материальная и нематериальная культура, связанная с переработкой и потреблением янтаря.
В этом смысле Калининградская область является единственным в своем роде регионом в мире.
В связи с этим взаимоувязанное развитие добычи и переработки янтаря, а также "янтарного туризма" в рамках промышленно-туристического кластера в Калининградской области является приоритетом Стратегии.
Основной тенденцией развития государственного регулирования предпринимательской деятельности в ведущих зарубежных странах является снижение административной нагрузки на бизнес, упрощение и унификация правил и процедур регулирования, а также стимулирование саморегулирования и самоорганизации хозяйствующих субъектов, в том числе в сфере контроля соблюдения принципов добросовестности и честной деловой практики.