Действующий

Об утверждении Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года (с изменениями на 30 апреля 2019 года)

Основные производители и экспортеры России


В результате реализации программы промышленной сборки на территории России создано 21 производство автомобилей с потенциальным объемом выпуска около 3,7 млн. автомобилей в год:

национальные производители (23 процента) - АвтоВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ, Соллерс;

международные автопроизводители, работающие в режиме промышленной сборки (45 процентов), - Рено, Ниссан, Джи Эм Авто, Форд Соллерс, Джи Эм - АвтоВАЗ, Фольксваген, Хендэ, Тойота, Мицубиси;

прочие российские и международные автопроизводители, включая производителей специальной техники (32 процента) - около 1000 компаний.

Национальные автопроизводители в 2016 году экспортировали 37 тыс. автомобилей, что составляет 44 процента общего объема экспорта. В сегменте легковых автомобилей лидировали АвтоВАЗ, Фольксваген и Рено. В сегменте легких коммерческих автомобилей до 100 процентов экспорта обеспечили ГАЗ и Соллерс, в сегменте грузовых автомобилей основными экспортерами были КАМАЗ и ГАЗ. Основным экспортером автобусов из Российской Федерации является ГАЗ.

Средний уровень загрузки автосборочных предприятий снизился с 65 процентов в 2012-2013 годах до 35 процентов в 2015-2016 годах из-за падения внутреннего рынка (с 3,1 до 1,5 млн. штук). При этом национальные производители имеют загрузку 33 процента, в то время как локализованные международные производители - 38 процентов на 2016 год. Низкая загрузка ограничивает дальнейшее развитие отрасли, в том числе рост локализации автокомпонентов и субкомпонентов.

По состоянию на 2016 год в отрасли насчитывается 153 крупных производителя автокомпонентов с выручкой свыше 500 млн. рублей. В России представлены 47 из топ-100 международных производителей автокомпонентов, что соответствует уровню восточноевропейских стран с развитой автомобильной промышленностью.

Экспорт автокомпонентов и субкомпонентов фрагментирован. В целом даже российские предприятия глобальных производителей компонентов слабо интегрированы в международную кооперацию. Основной объем поставок идет на вторичные рынки Содружества Независимых Государств, хотя ограниченное число международных и российских компаний обеспечивают поставки автокомпонентов и субкомпонентов на конвейеры других стран.