Реализация настоящей Стратегии и мер, направленных на решение системной проблемы развития внутреннего и внешних рынков продукции отрасли, стимулирования инвестиционных и инновационных процессов и обеспечения долгосрочного спроса на продукцию, позволит отрасли преодолеть следующие наиболее значимые составляющие системной проблемы:
неполная загрузка производственных мощностей и отсутствие долгосрочных планов развития;
неразвитость рынка ключевых высокотехнологичных комплектующих для подвижного состава и отсутствие производства отдельных видов высокотехнологичных комплектующих;
недостаток инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в целях создания нового высокоэффективного подвижного состава.
Реализация последовательной государственной политики позволит сократить, а впоследствии и ликвидировать технологическое отставание от ведущих мировых производителей, а также создать условия, обеспечивающие привлекательность российской экономики для иностранных инвестиций.
Мировой и российский опыт показывает, что в интересах национальной экономики наиболее целесообразно создание совместных предприятий с ведущими мировыми производителями при условии передачи технологий по выпускаемой продукции. Такое развитие событий позволит в короткие сроки освоить производство высокотехнологичных комплектующих, повысить уровень качества выпускаемой продукции до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями не только на внутреннем, но и на мировом рынке.
В таких условиях интересам российской промышленности будут отвечать сохранение контроля национального бизнеса над активами отрасли, удержание внутреннего рынка продукции транспортного машиностроения, развитие технического уровня продукции и технологии производства, экспансия на внешние рынки.
В условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации и Едином экономическом пространстве необходимо проводить государственную политику по поддержке отрасли транспортного машиностроения, не нарушая базовых принципов (режим наибольшего благоприятствования и национальный режим) и правил международных организаций. В частности, должны найти широкое применение меры технического регулирования, антидемпинговые, компенсационные и иные меры торговой защиты.
Реализация этого варианта развития позволяет решить системную проблему отрасли и обеспечить долгосрочный спрос на современный российский железнодорожный подвижной состав и городской рельсовый транспорт, динамичное развитие транспортного машиностроения в долгосрочной перспективе.
Следует отметить, что отдельные организации отрасли самостоятельно определяют стратегию своего развития, однако принятие настоящей Стратегии позволит им наиболее полно реализовать имеющийся научный, технический и финансовый потенциал.
Целевое состояние отрасли транспортного машиностроения при реализации умеренно-оптимистичного сценария развития отрасли будет характеризоваться следующими показателями:
в 2020 году:
доля российских производителей на внутреннем рынке возрастет до 90 процентов;
объем экспорта вырастет до 18 процентов объема производства продукции отрасли;
количество работников, занятых в производстве нового подвижного состава, вырастет с 84,6 тыс. человек до 89,6 тыс. человек;
в 2030 году:
доля российских производителей на внутреннем рынке возрастет до 92 процентов;
объем экспорта вырастет до 22 процентов объема производства продукции отрасли;
количество работников, занятых в производстве нового подвижного состава, вырастет до 93 тыс. человек.
При этом будет обеспечено соответствие мировому уровню показателей надежности, производительности и экономичности железнодорожного подвижного состава.