Действующий

Об утверждении Концепции формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, и плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации указанной Концепции (с изменениями на 22 ноября 2022 года)

II. Предпосылки для формирования федерального ресурса о населении


Проводимые в Российской Федерации мероприятия по совершенствованию налогового администрирования, упрощению процедур взаимодействия граждан и государства при реализации фискальных функций, повышению собираемости налогов и сборов обеспечили:

создание и ведение Федеральной налоговой службой в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации Единого государственного реестра налогоплательщиков, в котором обеспечивается налоговыми органами постановка на учет и снятие с учета физических лиц;

осуществление расчета сумм налоговых платежей физических лиц на имущество непосредственно налоговыми органами на основе сведений иных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

создание личного кабинета налогоплательщика, обеспечивающего в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации электронное информационное взаимодействие граждан с государством при расчете и уплате ими налоговых платежей.

Поддержание такого уровня налогового администрирования обеспечивается посредством организации информационного взаимодействия Федеральной налоговой службы с органами юстиции, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, органами, осуществляющими миграционный учет, регистрацию актов гражданского состояния, выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, выдачу или замену документов, удостоверяющих личность, с органами опеки и попечительства, а также посредством организации постоянной синхронизации и выверки поступающей информации в целях отнесения ее к конкретному физическому лицу и обеспечения ее достоверности и непротиворечивости.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" Федеральной налоговой службе переданы функции по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, что позволяет налоговым органам осуществлять контроль начисления и уплаты всех видов налогов и сборов физическими лицами, а также обеспечить возможность перехода на расчет сумм налогового платежа на доходы физических лиц налоговыми органами на основе предоставляемых организациями-работодателями сведений о начислении заработной платы.

Продолжается активная работа по повышению эффективности налогового администрирования, снижению издержек на поддержание функционирования налоговой системы, повышению качества используемой информации.

В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" с 2018 года будет обеспечен переход на формирование всех записей актов гражданского состояния в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, что обеспечит унификацию подходов к формированию записей актов гражданского состояния и повысит скорость и качество межведомственного обмена информацией при предоставлении сведений из указанного реестра.

В связи с этим совершенствование порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с указанными фондами возможны только путем создания единого централизованного информационного ресурса, предоставляющего возможность получения полных и достоверных сведений о физическом лице, необходимых в том числе для реализации контрольной функции налоговых органов, путем информационного взаимодействия с иными информационными ресурсами.

В Российской Федерации можно выделить значительное количество информационных ресурсов, формируемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях осуществления государственных (муниципальных) функций, содержащих сведения о населении, в том числе сведения:

о регистрации физических лиц по месту пребывания и месту жительства;

о регистрации застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

об учете физических лиц, нуждающихся в социальной защите или состоящих на учете в органах занятости;

об учете населения в системе обязательного социального страхования и обязательного медицинского страхования;

о воинском учете;

о выдаче документов, удостоверяющих личность;

об иных видах регистрации (учета) сведений о физических лицах, их правах и обязанностях.

Как правило, указанные ресурсы формируются и ведутся в рамках реализации нормативных правовых актов, изданных для достижения различных целей государственного управления. В этих актах не содержится требований об обязательном использовании общих правил идентификации сведений о физическом лице. В результате в настоящее время однозначно установить принадлежность сведений к определенному лицу зачастую не представляется возможным. При ведении каждого из указанных ресурсов осуществляется повторный сбор от физических лиц персональных данных и их ввод в ресурс с последующей актуализацией на основе сведений, предоставляемых физическими лицами. Это приводит к дополнительным затратам времени для органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан.

По мере увеличения объемов транзакций между государством и гражданами становится все более важным использование средств идентификации сведений о физическом лице, позволяющих обеспечить их однозначное соответствие. В условиях перехода на электронное взаимодействие ведение федерального ресурса о населении значительно упростит осуществление государственными органами и органами местного самоуправления регулирующих функций в сфере налогового администрирования и в иных сферах государственного и муниципального управления, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Кроме того, использование федерального ресурса о населении позволит исключить необходимость многократного информирования гражданами органов государственной власти и органов местного самоуправления о наступлении тех или иных событий в своей жизни. Наличие единожды предоставленной гражданами информации в федеральном ресурсе о населении обеспечит возможность реализации государством своих функций в интересах граждан.

Мировой опыт свидетельствует, что информационные системы, содержащие сведения о населении, создаются и успешно функционируют во многих развитых и развивающихся странах мира, используются преимущественно в целях обеспечения безопасности, повышения качества и удобства предоставляемых населению государственных услуг, а также в целях эффективного выполнения контрольно-надзорных функций органами государственной власти, в том числе на основе отчета о научно-исследовательской работе "Разработка механизмов однозначной идентификации данных о физических лицах и объектах недвижимости, хранящихся в различных информационных системах органов государственной власти и местного самоуправления".

Как правило, информационные системы, которые содержат сведения о населении или посредством которых ведется регистрационный учет населения, представляют собой комбинацию взаимосвязанных подходов к их построению по централизованному и распределенному принципам.

Централизованный ресурс информационных систем, содержащих сведения о населении, предусматривает взаимодействие с информационными системами таких органов власти, как налоговые службы, службы социального страхования и пенсионного обеспечения, статистические службы, службы земельного кадастра и регистрации прав собственности, органы внутренних дел, министерства обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, избирательные комиссии или иные.

Официальным органом, отвечающим за формирование и ведение централизованного ресурса информационных систем, содержащих сведения о населении, в международной практике является, как правило, орган исполнительной власти (министерства внутренних дел, юстиции или финансов, национальные управления гражданской регистрации, налоговые службы и другие).

Практически все признанные успешными проекты создания информационных систем, содержащих сведения о населении, основаны на использовании уникального идентификационного номера, который присваивается, например, в момент регистрации рождения. Идентификационный номер, как правило, содержит в закодированном виде сведения об индивидуальных признаках конкретного лица (например, дата рождения, место рождения, очередность регистрации в определенный день). Таким образом обеспечивается возможность сопоставления данных о физическом лице в разных информационных системах, что позволяет устранить разрозненность и неточность данных о гражданине.

Централизованный ресурс информационных систем, содержащих сведения о населении, может охватывать граждан страны или все население страны, включая иммигрантов, не получивших гражданство, лиц, временно проживающих на ее территории. Основными источниками данных для информационных систем, содержащих сведения о населении, являются службы, ответственные за регистрацию событий жизненного цикла человека и миграции населения.

В большинстве стран создание и функционирование информационных систем, содержащих сведения о населении, порядок организации доступа к персональным данным и вопросы использования персональных данных регламентируются в законодательном порядке, требуют принятия специальных и корректировки действующих нормативных правовых актов (особенно в части защиты конфиденциальности персональной информации). Организация доступа к персональным данным населения через информационную систему, содержащую сведения о населении, требует разработки специальных методических и технических стандартов.

Зарубежный опыт свидетельствует в пользу необходимости создания единой информационной системы, содержащей сведения о населении, с обеспечением ее информационного взаимодействия с существующими государственными информационными системами.