Действующий

Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации

V. Основные направления реализации программы

Основными направлениями реализации программы являются:

научно-исследовательская и методическая деятельность;

поддержка детской литературы, книгоиздания и книгораспространения;

развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения;

развитие кадрового потенциала;

деятельность в медиасфере, направленная на поддержку детского и юношеского чтения.

В рамках направления, касающегося научно-исследовательской и методической деятельности, предусматриваются:

проведение регулярных всероссийских научных комплексных социологических, психолого-педагогических и других исследований, в том числе:

характеристик чтения различных социальных и возрастных групп детей и юношества, отличающихся разным уровнем способностей и читательских компетенций;

влияния электронной среды на чтение и литературное развитие дошкольников и обучающихся;

проблем детского и юношеского книгоиздания и книгораспространения;

роли чтения в формировании новых медийно-информационных компетенций детей и юношества;

чтения в семьях, относящихся к различным социальным группам;

гендерных особенностей чтения детей разного возраста;

уровня владения методиками приобщения к чтению специалистов, работающих с детьми (педагогов, библиотекарей, других работников образования и культуры);

создание базы данных работ в рамках социологии, психологии, педагогики, культурологии, библиотековедения, книговедения и других наук, имеющих отношение к детскому чтению;

разработка количественных и качественных показателей владения чтением (компетенций) в каждой из возрастных групп и содержательное наполнение уровней читательских компетенций;

разработка системы классификации читательских компетенций с учетом опыта проведения международных исследований изучения качества чтения и понимания текстов и в соответствии с принятым возрастным делением (дошкольный, младший школьный, подростковый и юношеский);

разработка методики оценки владения читательскими компетенциями в рамках системы классификации читательских компетенций;

разработка комплекса методических рекомендаций по приобщению к чтению детей и юношества для организаций социально-культурной инфраструктуры и органов государственной и муниципальной власти.

В рамках направления, касающегося поддержки детской литературы, книгоиздания и книгораспространения, предусматриваются:

создание на федеральном и региональном уровнях системы конкурсного отбора и грантовой поддержки талантливых авторов различных по жанру и тематике произведений для детей, подростков и юношества;

создание межведомственных экспертных советов по рецензированию детской литературы;

выпуск тематических рекомендательных указателей, пособий, обзоров для детей, подростков и юношества с учетом их возраста, а также для родителей, воспитателей детских садов, педагогов, библиотекарей и других специалистов;

формирование государственного заказа на выпуск социально значимой детской и юношеской литературы (книг и периодики), книг-лауреатов литературных премий и всероссийских конкурсов;

государственная поддержка распространения указанной литературы по библиотекам, обслуживающим детей и юношество;

организация ежегодной Всероссийской выставки-ярмарки детской литературы и поддержка инициатив по проведению аналогичных региональных книжных выставок-ярмарок;

создание системы льгот и субсидий для развития книжной торговли в регионах;