Основными направлениями реализации программы являются:
научно-исследовательская и методическая деятельность;
поддержка детской литературы, книгоиздания и книгораспространения;
развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения;
развитие кадрового потенциала;
деятельность в медиасфере, направленная на поддержку детского и юношеского чтения.
В рамках направления, касающегося научно-исследовательской и методической деятельности, предусматриваются:
проведение регулярных всероссийских научных комплексных социологических, психолого-педагогических и других исследований, в том числе:
характеристик чтения различных социальных и возрастных групп детей и юношества, отличающихся разным уровнем способностей и читательских компетенций;
влияния электронной среды на чтение и литературное развитие дошкольников и обучающихся;
проблем детского и юношеского книгоиздания и книгораспространения;
роли чтения в формировании новых медийно-информационных компетенций детей и юношества;
чтения в семьях, относящихся к различным социальным группам;
гендерных особенностей чтения детей разного возраста;
уровня владения методиками приобщения к чтению специалистов, работающих с детьми (педагогов, библиотекарей, других работников образования и культуры);
создание базы данных работ в рамках социологии, психологии, педагогики, культурологии, библиотековедения, книговедения и других наук, имеющих отношение к детскому чтению;
разработка количественных и качественных показателей владения чтением (компетенций) в каждой из возрастных групп и содержательное наполнение уровней читательских компетенций;
разработка системы классификации читательских компетенций с учетом опыта проведения международных исследований изучения качества чтения и понимания текстов и в соответствии с принятым возрастным делением (дошкольный, младший школьный, подростковый и юношеский);
разработка методики оценки владения читательскими компетенциями в рамках системы классификации читательских компетенций;
разработка комплекса методических рекомендаций по приобщению к чтению детей и юношества для организаций социально-культурной инфраструктуры и органов государственной и муниципальной власти.
В рамках направления, касающегося поддержки детской литературы, книгоиздания и книгораспространения, предусматриваются:
создание на федеральном и региональном уровнях системы конкурсного отбора и грантовой поддержки талантливых авторов различных по жанру и тематике произведений для детей, подростков и юношества;
создание межведомственных экспертных советов по рецензированию детской литературы;
выпуск тематических рекомендательных указателей, пособий, обзоров для детей, подростков и юношества с учетом их возраста, а также для родителей, воспитателей детских садов, педагогов, библиотекарей и других специалистов;
формирование государственного заказа на выпуск социально значимой детской и юношеской литературы (книг и периодики), книг-лауреатов литературных премий и всероссийских конкурсов;
государственная поддержка распространения указанной литературы по библиотекам, обслуживающим детей и юношество;
организация ежегодной Всероссийской выставки-ярмарки детской литературы и поддержка инициатив по проведению аналогичных региональных книжных выставок-ярмарок;
создание системы льгот и субсидий для развития книжной торговли в регионах;