Действующий

Об утверждении Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей

I. Общие положения

Конституция Российской Федерации гарантирует основные права и законные интересы ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека, исходит из принципа приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности и защищает права детей на отдых и оздоровление.

Организация отдыха и оздоровления детей - неотъемлемая часть социальной политики государства.

Поднимаемые на государственном уровне вопросы в сфере отдыха и оздоровления детей еще раз актуализируют проблемы повышения качества и безопасности оказываемых услуг в этой сфере и удовлетворенности детей и их родителей (законных представителей) такими услугами.

В Российской Федерации сфера отдыха и оздоровления детей регулируется посредством взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с координацией их деятельности, реализации функций государственного контроля, информационного обеспечения и повышения уровня материально-технического оснащения организаций, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей.

В Российской Федерации в целом сложилась и действует система организации отдыха и оздоровления детей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Интересы и потребности детей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также в занятиях физической культурой, спортом, туризмом учитываются при реализации программ проведения смен в детских лагерях. В последние годы удалось переломить ряд негативных тенденций и достичь заметного повышения качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей.

На территории Российской Федерации проживают более 15 миллионов детей в возрасте от 7 до 17 лет включительно. По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в 2016 году в Российской Федерации работало 51,9 тыс. детских оздоровительных лагерей, из них загородные оздоровительные лагеря - более 2,4 тыс., санаторно-оздоровительные лагеря - около 0,7 тыс., оздоровительные лагеря с дневным пребыванием - более 41,7 тыс., лагеря труда и отдыха - более 4,9 тыс. и палаточные лагеря - более 1,9 тыс. Их услугами в 2016 году воспользовались 8,68 миллионов детей.

Вместе с тем существуют проблемы негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски организации отдыха и оздоровления детей. К таким факторам относятся необходимость совершенствования законодательной и иной нормативно-правовой базы, развитие инфраструктуры организаций отдыха детей и их оздоровления при возросших требованиях со стороны родителей (законных представителей) детей, направляемых на отдых и оздоровление в указанные организации, в том числе к образовательному компоненту сферы отдыха и оздоровления детей, зачастую недостаточный профессиональный уровень педагогических кадров.

В целях реализации прав детей на отдых и оздоровление принят Федеральный закон от 28 декабря 2016 года N 465-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организаций отдыха и оздоровления детей", которым предусмотрено разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры:

по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха и оздоровления детей;

по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха и оздоровления детей;

по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха и оздоровления детей;

по государственному контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Эффективная реализация государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей обеспечивает устойчивый рост доступности получения и повышение качества услуг в указанной сфере, развитие вариативности программ отдыха и оздоровления детей в соответствии с задачами и приоритетами, определенными государством, рост числа детей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильного и независимого государства.

Основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей (далее - основы) разработаны в целях поэтапного принятия мер по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, созданию условий для качественного и безопасного отдыха и оздоровления детей, сохранению и развитию инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей.

Главным результатом реализации основ должны стать обеспечение прав детей на отдых и оздоровление, повышение их личностных компетенций и, как следствие, увеличение степени их вовлеченности в социально значимую жизнь страны.

Основы определяют систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих организацию отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации.

Государственное регулирование организации отдыха и оздоровления детей - это комплекс мер и действий, применяемых государством для установления основных процессов в сфере организации отдыха и оздоровления детей.