Реализация направления "Передовая промышленность" предполагает модернизацию системообразующих отраслей и внедрение инноваций путем развития сформированных в Центре "ИнноКам" промышленных и инновационных кластеров, в том числе автомобилестроительного, нефтехимического, агропромышленного и пищевого, деревообрабатывающего, кластера полимерных изделий, кластера неорганической химии и минеральных удобрений, а также кластера информационных технологий.
Модернизация системообразующих отраслей промышленности в Камской агломерации призвана повысить производительность труда, обеспечить задел для развития смежных производств и повысить экспортный потенциал Камской агломерации и Республики Татарстан в целом. При этом роль системообразующих отраслей является ключевой для реализации политики импортозамещения в Камской агломерации.
В рамках направления предусматривается развитие отраслей и современных высокотехнологичных производств, объектов инновационной инфраструктуры. Реализация проектов, основанных на новейших технологических достижениях, позволит создать в регионе высокопроизводительные рабочие места, сформировать высокотехнологичную, инновационную и экологичную экономику, создать дополнительные предпосылки и условия для перехода региона на траекторию устойчивого развития.
До 2020 года представляется перспективным создание и развитие кластеров биотехнологий и легкой промышленности, что обусловлено наличием ряда малых и средних компаний в данных областях, а также развитием системы программ высшего образования и среднего профессионального образования на территории Камской агломерации.
Автомобилестроительный кластер является одним из системообразующих в Камской агломерации и представлен четырьмя основными предприятиями - публичное акционерное общество "КАМАЗ", общество с ограниченной ответственностью "Форд Соллерс Холдинг", общество с ограниченной ответственностью "Форд Соллерс Елабуга" и открытое акционерное общество "Производственное объединение Елабужский автомобильный завод".
Базовой предпосылкой развития автомобилестроительного кластера должна стать ориентация на формирование рыночного спроса.
Модернизация и развитие основных производственных предприятий, увеличение их мощностей, серийное производство новых моделей будут осуществляться за счет активного влияния на основные рынки сбыта путем внедрения и применения новых технологий и материалов, стандартизации и сертификации, предъявления высоких требований к качеству и безопасности, сервису послепродажного обслуживания. При этом будет уделяться особое внимание экспорту продукции на зарубежные рынки (Индия, Саудовская Аравия, Чили, Венесуэла и др.).
Ключевой останется роль внутреннего рынка, на который приходится большая доля продаж автопредприятий кластера. Внедрение новых разработок в целях обеспечения международной конкурентоспособности продукции в сегменте грузовых автомобилей и конкурентоспособности на внутреннем рынке в сегменте легковых автомобилей позволит увеличить объем продаж и учесть различные требования к экологичности, эффективности техники, условиям послепродажного обслуживания.
Финансирование программы стратегического развития публичного акционерного общества "КАМАЗ" на период до 2020 года планируется в объеме 60-80 млрд. рублей, в зависимости от выбранного сценария развития, и предусматривает инвестиции по 3 основным направлениям:
реинжиниринг автопроизводства;
реинжиниринг заготовительных производств;
создание новых и развитие существующих сборочных и компонентных производств в партнерстве с зарубежными компаниями.
Ключевым проектом публичного акционерного общества "КАМАЗ" на период до 2020 года станет проект "Реинжиниринг автопроизводства и создание перспективного семейства автомобилей КАМАЗ", цель которого заключается в создании современного производства и выводе на рынок нового поколения автомобилей КАМАЗ, соответствующего по основным техническим характеристикам и потребительским свойствам мировому уровню грузового автомобилестроения. Инвестиции в проект составят 45 млрд. рублей.
До 2020 года федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н.Туполева - КАИ" совместно с публичным акционерным обществом "КАМАЗ" продолжит реализацию проекта по разработке современной системы эстафетных междугородных грузоперевозок с применением сменных кузовов "КАМАТЕЙНЕР" на базе автомобильной техники, выпускаемой в Камской агломерации. Указанная система позволит в 2-4 раза повысить производительность транспортных систем за счет увеличения скорости доставки грузов. Реализация проекта наиболее актуальна в связи со строительством международного транспортного коридора Европа - Западный Китай.
Публичным акционерным обществом "КАМАЗ" будет обеспечена реализация проекта "Развитие отечественных инновационных транспортных систем с высокими экологическими показателями", предусматривающего создание экологичных и энергоэффективных электробусов. Предварительная потребность в инвестициях для организации серийного производства оценивается в 900 млн. рублей.
Также ведется разработка коммунальной специальной техники на электротяге, гибридных грузовых автомобилей, автомобилей на топливных элементах в рамках проекта "Энергоэффективные транспортные средства". Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по данному проекту составляет 800 млн. рублей. Инвестиции в опытно-конструкторские работы оцениваются в 5,2 млрд. рублей, затраты на освоение производства - в 3 млрд. рублей.
Публичное акционерное общество "КАМАЗ" является одним из ключевых участников реализации Национальной технологической инициативы, в рамках которой реализуется "дорожная карта" "АвтоНэт", одобренная президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, предусматривающая разработку систем автопилотирования транспортных средств. До 2020 года на базе автомобильной техники публичного акционерного общества "КАМАЗ" будут разработаны системы по достижению частичной автономности.
В особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Алабуга" и г.Набережные Челны активно развиваются общество с ограниченной ответственностью "Форд Соллерс Холдинг" и общество с ограниченной ответственностью "Форд Соллерс Елабуга".
Совокупная мощность 2 заводов указанных организаций составляет 200 тыс. автомобилей в год, в настоящее время заводы выпускают 5 моделей по технологии полного цикла, включающей сварку, окраску, сборку и контроль качества продукции.
В 2015 году в особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Алабуга" запущен завод по производству двигателей в объеме более 105 тыс. штук в год с возможностью расширения производства до 200 тыс. штук в год. Данные инвестиционные проекты позволят учесть растущий запрос массового потребителя на повышение качества и экологичности продукции.
В автомобилестроительный кластер также входят более 150 компаний, которые занимаются производством комплектующих для данных предприятий. Развитие этих компаний до 2020 года позволит ключевым игрокам сегментов автомобильного рынка России повысить уровень локализации производств. Поскольку при производстве автокомпонентов используется преимущественно продукция других кластеров Камской агломерации, будет получен системный эффект в результате скоординированного развития территории.
Нефтехимический кластер, наряду с автомобилестроительным, является одним из системообразующих в Камской агломерации. Основными направлениями развития предприятий кластера до 2020 года являются повышение качества выпускаемой продукции, развитие новых рынков и обеспечение импортозамещения.
Предприятия кластера выпускают как материалы для дальнейшей переработки (синтетические каучуки, пластики, мономеры и пр.), так и продукцию, ориентированную на массового потребителя (бензины и другие горюче-смазочные материалы, покрышки и камеры резиновые).
Ключевыми организациями - участниками нефтехимического кластера являются публичное акционерное общество "Нижнекамскнефтехим", открытое акционерное общество "ТАИФ-НК" и публичное акционерное общество "Татнефть" имени В.Д.Шашина.
Публичное акционерное общество "Татнефть" имени В.Д.Шашина в настоящее время реализует единственный в Европе проект по строительству инновационного комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов (акционерное общество "ТАНЕКО"). Запущена первая очередь строительства, которая позволяет перерабатывать 8,7 млн. тонн высокосернистой нефти в год с глубиной переработки до 74 процентов. К 2020 году планируется увеличить мощность комплекса до 14 млн. тонн с доведением глубины переработки до 95 процентов.
В рамках указанного инновационного комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов предусматривается внедрение технологических инноваций мирового уровня, которые позволят добиться высокой производительности труда, реализовать задачу "замкнутого цикла" в электро- и теплоснабжени комплекса, а также будут способствовать развитию малых и средних предприятий в области нефтехимии и нефтепереработки. Общий размер инвестиций к 2020 году составит более 197 млрд. рублей.
Публичное акционерное общество "Нижнекамскнефтехим" занимает лидирующие позиции в России и в мире по производству каучуков (47 процентов рынка России), пластмассы в первичной форме (11 процентов рынка России).
Крупнейшими проектами компании являются строительство установки пиролиза мощностью 1,2 млн. тонн олефинов (2 очереди строительства, каждая из которых позволит производить по 600 тыс. тонн этилена), создание центра по разработке импортозамещающих компонентов и разработка катализаторов полимеризации этилена и пропилена, гетерогенных катализаторов нефтеперерабатывающих и нефтехимических процессов. Кроме того, в 2015 году публичным акционерным обществом "Нижнекамскнефтехим" осуществлен запуск производства микросферического катализатора дегидрирования изобутана, который предполагается использовать для получения изобутилена - сырья для каучуков.