Действующий

О Концепции создания территориально обособленного инновационно-производственного центра "ИнноКам"

III. Направление "Инфраструктура и агломерация"


Реализация направления "Инфраструктура и агломерация" предполагает осуществление мероприятий по развитию транспортной, жилищной, логистической инфраструктуры, а также инфраструктуры очистных сооружений Центра "ИнноКам".

В настоящее время связи между поселениями Камской агломерации, расположенными севернее и южнее р.Камы, осуществляются преимущественно по единственному маршруту - по плотине Нижнекамской гидроэлектростанции, что повышает издержки, сдерживает мобильность населения и грузов, негативно влияет на качество жизни.

Для решения задачи повышения внешней транспортной доступности Камской агломерации, связности ее основных населенных пунктов и периферии предусматривается реализация крупных инфраструктурных проектов, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, интенсификация транспортного сообщения, координация грузовых и пассажирских транспортных потоков, а также создание необходимой дополнительной логистической инфраструктуры.

Основными инфраструктурными ограничениями развития Камской агломерации являются:

износ и недостаточная пропускная способность существующих автомобильных и железных дорог как для грузовых, так и пассажирских перевозок, что приводит к длительным простоям транспорта и повышенным издержкам бизнеса;

возрастающая загруженность дорог внутри Камской агломерации, приближающаяся к предельным значениям из-за растущего промышленного производства;

предельная загрузка электрических сетей и недостаточное развитие энергетических мощностей, что приводит к невозможности использования энергоемких производственных фондов, ограничивает потенциал жилищного строительства, ведет к снижению инвестиционной привлекательности и качества жизни населения Камской агломерации;

недостаточная обеспеченность потребностей растущего нефтехимического комплекса Камской агломерации трубопроводным транспортом, что приводит к повышенной нагрузке на другие виды транспорта, ограничивает реализацию крупных инвестиционных проектов;

износ коммунальной инфраструктуры Камской агломерации и недостаточное развитие общественных пространств, снижающее качество жизни населения.

Для снятия указанных ограничений развития и перехода к новому качеству роста будут реализованы следующие основные направления преобразований в области инфраструктурного и пространственного развития:

формирование и развитие структурообразующей транспортной инфраструктуры Камской агломерации;

интенсивное развитие городов Камской агломерации в границах существующих урбанизированных территорий, развитие общественных пространств и систем экологически чистого общественного транспорта, а также транспорта и дорожно-коммунальной техники, использующих природный газ в качестве моторного топлива;

трансформация и диверсификация специализации городов Камской агломерации, развитие синергетического эффекта в результате сотрудничества предприятий;

рациональное использование территории с помощью функционального зонирования, направленного на максимальную сохранность природных ландшафтов, лесных зон и земель сельскохозяйственного назначения;

внедрение новых управленческих подходов к развитию территории;

модернизация системы инженерных сетей, обеспечивающих потребности и качественное обслуживание территории, в том числе расширение мощностей газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения, увеличение мощности (строительства) очистных сооружений для производственных и жилых объектов.

Первоочередные меры по развитию транспортной инфраструктуры будут связаны с необходимостью увеличения протяженности и пропускной способности автомобильных и железных дорог для обеспечения потребностей крупнейших пользователей, таких как публичное акционерное общество "Нижнекамскнефтехим", публичное акционерное общество "КАМАЗ", открытое акционерное общество "ТАИФ-НК", акционерное общество "ТАНЕКО", акционерное общество "Аммоний", резиденты особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Елабужского района Республики Татарстан (далее - особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга"), а также с необходимостью повышения мобильности населения.

Одним из важных проектов данного направления станет строительство автомобильной дороги, соединяющей автомагистраль М-7 "Волга" с территорией Центра "ИнноКам" (включая строительство мостового перехода в районе села Соколка), с ее последующим переводом в категорию федеральной трассы. Реализация данного проекта позволит существенно понизить транспортную загруженность автомагистрали М-7 "Волга", значительно сократит время в пути для экспорта продукции из Камской агломерации, сократит перепробег грузового автомобильного транспорта на маршруте Нижнекамск - Елабуга на 91 км, обеспечит лучшую транспортную доступность всей агломерации.

В целях увеличения глубины и объема переработки нефти будет осуществлено строительство второго этапа внеплощадочных железнодорожных путей комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г.Нижнекамске, включая строительство двухпутного моста через р.Тунгуча и горки малой мощности на станции Предкомбинатская.

Будет осуществлено строительство и реконструкция автомобильных дорог в целях повышения транспортной доступности поселений на южной (Заинский муниципальный район, южная часть Нижнекамского муниципального района) и северной (Менделеевский муниципальный район) перифериях Камской агломерации.

В целях существенного снижения нагрузки на автомобильные дороги будет проведена реконструкция железнодорожной инфраструктуры, что увеличит пропускную способность железных дорог в пределах Камской агломерации.

Модернизация и развитие международного аэропорта "Бегишево" будут связаны с обновлением материально-технической базы и привлечением крупных федеральных авиаперевозчиков, что позволит существенно увеличить число маршрутов и повысить инвестиционную привлекательность Камской агломерации.

Синергетический эффект от возведения мостового перехода в районе села Соколка будет усилен последующим строительством высокоскоростной железной дороги от г.Казани до г.Екатеринбурга, проходящей через Камскую агломерацию. Дальнейшая модернизация автомагистрали М-7 "Волга" с возведением необходимых съездов и расширений в сторону особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Алабуга" позволит увеличить кадровый потенциал Камской агломерации.

Для обеспечения доступности и комфорта общественного транспорта будет проведена существенная модернизация парков общественного транспорта, будет увеличено количество маршрутов и направлений маршрутов внутри поселений и между городами Камской агломерации.

Важнейшей инфраструктурной составляющей Центра "ИнноКам" является трубопроводная система, обеспечивающая потребности крупнейшего в России нефтехимического кластера.

В результате расширения производственных мощностей в нефтехимическом комплексе Камской агломерации и с целью увеличения объемов переработки нефтехимического сырья на предприятиях Центра "ИнноКам" потребуется увеличение поставок нефтегазохимического сырья, в том числе за счет реконструкции действующих и строительства новых объектов трубопроводного транспорта, для чего будет необходим анализ всех возможных источников сырьевого обеспечения, включая поставку ресурсов из Ямало-Ненецкого автономного округа.

Прогнозируемый дефицит газа к 2020 году в Центре "ИнноКам" составит более 4 млрд. куб. метров, в связи с чем необходимо строительство межсистемной перемычки протяженностью 70 км к газопроводу Можга - Елабуга и отвода к Нижнекамскому узлу от газопровода Миннибаево - Ижевск.

Также потребуется строительство трубопровода для дополнительных объемов сырья акционерного общества "ТАНЕКО" в объеме 7 млн. тонн, поскольку уже сегодня загруженность нефтепровода Калейкино - Нижнекамский НПЗ превышает 128 процентов.