Действующий

Об утверждении государственной программы Самарской области "Поддержка инициатив населения муниципальных образований в Самарской области" и установлении отдельных расходных обязательств Самарской области (с изменениями на 30 мая 2024 года)




1. Оценка текущего состояния развития инициативного бюджетирования на территории Самарской области


Самарская область является одним из регионов Российской Федерации, на территории которого реализуются практики инициативного бюджетирования.


С использованием механизмов инициативного бюджетирования осуществляется реализация гражданских инициатив по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией объектов общественной инфраструктуры.


По состоянию на 2023 год:


в 56 стратегиях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации определен порядок процедур участия граждан в управлении субъектом Российской Федерации;


инициативное бюджетирование закреплено в 13 стратегиях;


законы о реализации проектов инициативного бюджетирования приняты в 18 субъектах Российской Федерации;


в 40 субъектах Российской Федерации инициативное бюджетирование регулируется постановлениями высшего исполнительного органа.


Важным направлением развития инициативного бюджетирования является повышение финансовой грамотности населения.


Определение приоритетов расходования бюджетных средств - одна из важнейших задач, которая стоит перед участниками бюджетного процесса. Основными проблемами в сфере развития и благоустройства территорий муниципальных образований Самарской области являются в том числе отсутствие детских игровых площадок, зон отдыха, площадок для занятий физической культурой и спортом, качественных дорог и иных общедоступных объектов. Неухоженность территорий общего пользования негативно влияет на эмоциональное состояние и качество жизни населения Самарской области.


Для улучшения финансово-экономической ситуации в Самарской области необходимо обеспечить привлечение внебюджетных средств (средств физических и юридических лиц) на реализацию мероприятий по развитию территорий муниципальных образований в регионе. Население зачастую готово самостоятельно выйти с инициативой, направленной на решение обозначенных проблем, в том числе с использованием собственных средств и (или) трудового участия. Именно в этом случае вынесение проблем на всеобщее обсуждение позволяет найти оптимальный вариант урегулирования вопросов. Проекты инициативного бюджетирования являются важным дополнением всестороннего решения проблем, волнующих граждан.


Однако отсутствие у населения опыта и навыков инициирования предложений по решению проблем является сдерживающим фактором для более активного участия жителей в реализации мероприятий по развитию территорий муниципальных образований. Реализация механизма регулирования практик инициативного бюджетирования будет способствовать созданию комфортных условий для проживания населения в Самарской области и, как следствие, концентрации в регионе человеческого капитала, обеспечению устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, повышению туристической привлекательности и привлечению инвестиций.


К преимуществам государственной поддержки инициатив населения по развитию территорий муниципальных образований Самарской области относятся:


получение относительно быстрых результатов развития территорий муниципальных образований и удовлетворенность населения деятельностью органов власти;


увеличение доходов местных бюджетов за счет поступающих средств добровольных пожертвований, инициативных платежей, самообложения граждан и иных неналоговых платежей, направляемых на решение конкретных проблем, которые население соответствующих муниципальных образований считает наиболее актуальными.