БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Бюджетный прогноз Самарской области на долгосрочный период (на 2017 - 2030 годы) (далее - бюджетный прогноз) разработан в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании постановления Правительства Самарской области от 02.06.2015 N 305 "Об утверждении Порядка разработки бюджетного прогноза Самарской области на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз разработан на 14 лет (на 2017 - 2030 годы) с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, основных направлениях бюджетной и налоговой политики Самарской области.
Основной целью долгосрочного бюджетного планирования является определение финансовых возможностей бюджета Самарской области для исполнения принятых и принимаемых расходных обязательств, тенденций изменения доходной и расходной частей бюджета, условий привлечения и обслуживания заимствований.
В 2015 - 2016 годах социально-экономическое развитие Самарской области проходило в условиях продолжающегося негативного влияния нестабильной внешнеэкономической ситуации, введения перекрестных санкций, падения мировых цен на нефть, падения курса рубля к иностранным валютам и ускорения инфляции. Несмотря на разнонаправленную динамику развития региона по основным макроэкономическим показателям, социально-экономическая ситуация в Самарской области оценивается как относительно стабильная. Итоги исполнения областного бюджета в целом свидетельствуют о положительных результатах его адаптации к условиям изменившейся экономической ситуации на фоне бюджетных ограничений.
Сценарные условия бюджетного прогноза вытекают из трех вариантов прогноза социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года: консервативного, базового и целевого.
Все варианты базируются на единых целях государственной социально-экономической политики и учитывают реализацию приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации и Самарской области.
По консервативному варианту прогноза в условиях сохранения рисков неустойчивого развития экономики вследствие высокой неопределенности внешнеэкономических факторов, а также с учетом консервативных оценок потребительского и инвестиционного спроса темпы экономического роста будут минимальными.
Базовый и целевой варианты прогноза предполагают продолжение институциональных преобразований, направленных на улучшение делового климата, развитие конкуренции, повышение качества и эффективности корпоративного и государственного управления.
Базовый вариант предполагает умеренную динамику экономического роста в ключевых отраслях (автомобилестроение, производство летательных и космических аппаратов, нефтехимия, агропромышленный комплекс). Важнейшими факторами интенсификации экономического развития в 2017 - 2030 годах будут выступать положительная динамика инвестиционного спроса, связанная с активизацией инвестиционных вложений в модернизацию экономики и инфраструктуры, реализацией политики импортозамещения, невысокий рост потребительского спроса со стороны домашних хозяйств, основанный на положительной динамике роста заработной платы и доходов населения, снижении уровня инфляции.
Целевой вариант в отличие от базового предполагает более качественные изменения в экономическом и социальном развитии, максимизацию использования всех факторов экономического роста, в том числе повышение эффективности бизнеса, производительности труда, человеческого капитала, более активное вовлечение финансового капитала в инвестиционные процессы, обусловленные реализацией крупномасштабных проектов, переход к инновационному типу развития.
Базовый и целевой варианты прогноза базируются на предпосылке постепенной отмены экономических санкций в отношении Российской Федерации, улучшения внешнеэкономических факторов, создания благоприятных условий для устойчивого экономического роста и проведения структурной модернизации экономики области.
В основу бюджетного прогноза закладывается базовый вариант прогноза социально-экономического развития Самарской области на 2017 - 2030 годы.
Целью долгосрочного бюджетного планирования в Самарской области является обеспечение предсказуемости динамики доходов и расходов бюджета Самарской области, что позволяет вырабатывать соответствующие меры, направленные на повышение устойчивости и эффективности функционирования бюджетной системы Самарской области.
Основными целями и направлениями деятельности Правительства Самарской области в области налоговой политики будут являться:
сохранение бюджетной устойчивости, увеличение доходной части бюджета, а также поддержка инвестиционной активности бизнеса, в первую очередь в производственной сфере, обеспечивающей увеличение налогового потенциала области;
отмена части неэффективных льгот по налогу на имущество организаций, транспортному налогу и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков;
проведение работы, направленной на упорядочивание механизма предоставления налоговых преференций отдельным категориям налогоплательщиков на территории Самарской области, и оценка эффективности налоговых льгот, установленных региональным законодательством;
изучение возможности комплексного изменения регионального инвестиционного налогового законодательства с целью разработки более гибкого механизма предоставления льгот и иных преференций;
проведение совместной с органами местного самоуправления работы по увеличению налоговой базы по имущественным налогам, поступление которых в меньшей степени зависит от экономической ситуации в стране и регионе.
Основными направлениями бюджетной политики на долгосрочный период будут являться:
обеспечение бюджетной устойчивости и сбалансированности областного бюджета;
формирование оптимальной структуры расходов бюджетов, ориентированной на содействие социальному и экономическому развитию области;
повышение эффективности бюджетных расходов;
формирование бюджетных параметров исходя из четкой приоритезации и необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
реализация мер социальной поддержки населения региона с применением критериев адресности и нуждаемости получателей;