Действующий

Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Самарской области (с изменениями на 1 февраля 2024 года)



Краткая характеристика объекта разработки территориальной схемы обращения с отходами


Одной из глобальных проблем человечества является образование отходов, которое во всем мире нарастает темпами, опережающими их обработку, обезвреживание и утилизацию.


Ежегодно в Российской Федерации образуется более 7 миллиардов тонн твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), сельскохозяйственных, промышленных и иных видов отходов. Объем образования ТКО в населенных пунктах Российской Федерации составляет 150 млн. куб. м (30 млн. тонн) в год.


Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, установила в качестве главной цели экологической политики государства на среднесрочную перспективу значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.


Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 N 84-р, направлена на формирование и перспективное развитие отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, объединяющей в своей инфраструктуре:


- хозяйствующие субъекты, реализующие деятельность по созданию, производству и выпуску техники, технологий, установок, оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов;


- научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации, учреждения, занятые в сфере разработки инновационных технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов;


- хозяйствующие субъекты одной или нескольких отраслей экономики, осуществляющие деятельность в области обработки, утилизации и обезвреживания отходов, производства продукции из вторичного сырья.


Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года определила основные направления обеспечения экологической устойчивости региона. Среди них: утилизация, обезвреживание, экологически безопасное размещение отходов производства и потребления, ликвидация всех очагов загрязнения, не отвечающих нормативным требованиям полигонов отходов, несанкционированных свалок, отстойников, хранилищ химического оружия, развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов путем строительства и модернизации заводов по переработке отходов, мусоросортировочных станций, полигонов отходов на территории Самарской области.


Самарская область является регионом, в котором основная часть населения сосредоточена в крупных градопромышленных агломерациях. Сосредоточение производств и населения в крупных центрах, с одной стороны, приводит к концентрации техногенной нагрузки на окружающую среду и, соответственно, на здоровье населения. Пригородные территории и примыкающие к городским округам природные ландшафты чрезвычайно загрязнены ТКО (ПЭТ-бутылки, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда, алюминиевая и стеклянная тара). Крупные объекты несанкционированного размещения отходов жизнедеятельности населения городов располагаются в водоохранных зонах, особо охраняемых территориях, нанося ущерб окружающей среде и ухудшая эстетический облик региона.


С другой стороны, концентрация источников образования отходов, которые одновременно представляют собой ценные вторичные материальные ресурсы, является положительным фактором, способствующим организации перерабатывающих производств, способных значительно уменьшить загрязнение территорий и обеспечить выпуск востребованной на рынке продукции.


Количество отходообразования по городам и районам Самарской области в 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 гг., согласно сводным данным статистической отчетности, составил 3 753.217, 3 421.383, 2 750.723, 2 783.683 и 2 637.459 тыс. тонн соответственно. Представленные данные позволяют говорить об общей тенденции по сокращению объемов образования отходов. Это связано с ужесточением требований законодательства в области обращения с отходами, увеличения стоимости размещения и утилизации в условиях выраженного дефицита мощностей по обработке и получения товарной продукции на основе утильных фракций. В настоящее время суммарная проектная мощность сортировочных станций составляет 820 тыс. тонн в год.


Состав оборудования эксплуатируемых сортировочных линий включает: сепаратор мелких фракций отходов, узел ручной сортировки отходов для отбора утильных фракций, пресса брикетирования вторичного сырья, ленточные конвейеры различного назначения. Использование ручных методов отбора утильных фракций на практике позволяет извлекать не более 7 - 8% от общего количества поступающих отходов.


Развитие системы обращения с отходами предполагает системные преобразования в технологических схемах существующих объектов обработки (сортировки ТКО) и строительство новых объектов с долей извлекаемых утильных фракций не менее 10%.


Материально-техническая база сферы обращения с отходами в муниципалитетах находится в стадии развития. Использование устаревших контейнеров открытого типа приводит к ухудшению эстетического облика населенных пунктов, загрязнению прилегающих территорий, потерям качества потенциально содержащихся в отходах вторичных ресурсов из-за воздействия осадков. В связи с чем ведутся активные работы по их обновлению.