Действующий

Об утверждении Комплексного плана транспортного обслуживания населения Самарской области на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок (с изменениями на 31 декабря 2019 года)



1.2. Ситуационный анализ условий реализации КПТО

1.2.1. Подходы к ситуационному анализу условий реализации КПТО



Ситуационный анализ условий реализации КПТО выполняется с учетом проведенного выше анализа для определения сдерживающих и способствующих развитию факторов, определяющих в перспективе конъюнктуру транспортного рынка.


Анализ выполняется в форме матрицы ситуационного анализа, адаптированной для целей анализа развития пригородного пассажирского транспорта. В ходе анализа выявляются позитивные, негативные факторы, а также ключевые вопросы по следующим направлениям:


внешняя макросреда, включая политические, экономические, социальные, технологические, правовые тенденции;


среда влияния - факторы внешней среды, которые развиваются во взаимосвязи и во взаимозависимости с развитием транспортной системы: развитие пригородных территорий, непосредственно тяготеющих к железной дороге или автомобильным магистралям, распределение мест приложений труда и ряд других;


внутренняя среда, включая тенденции развития спроса и предложения транспортных услуг, регулирование и поддержка развития инфраструктуры и перевозочной деятельности.


1.2.2. Ключевые негативные факторы, сдерживающие развитие пригородного транспорта



Анализ возможных негативных факторов развития транспортной системы произведен на основе представленной в предыдущих разделах информации. Результаты сведены в таблицу 4.



Таблица 4


Негативные факторы развития пригородного транспорта Самарской области

Направление анализа

Ключевые негативные факторы

Внешняя макросреда

Замедление экономического роста;

сдержанные темпы улучшения инвестиционного климата;

снижение деловой и потребительской активности населения

Среда влияния

Повышение уровня автомобилизации с сохранением отрицательной динамики спроса на пригородные пассажирские перевозки общественным транспортом;

нехватка денежных средств в бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование пригородных пассажирских перевозок

Внутренняя среда

Рост ставок ОАО "РЖД" по аренде подвижного состава;

высокая степень износа инфраструктуры и подвижного состава общественного пассажирского транспорта;

нехватка специализированных логистических комплексов;

недостаточная координация автомобильного и железнодорожного видов транспорта;

недостаточная пропускная мощность автодорог


Ключевыми факторами, определяющими специфику развития транспорта и создающими условия для сохранения низкой эффективности пригородных перевозок, являются недофинансирование и отсутствие эффективной нормативно-правовой базы, низкая интенсивность пассажиропотоков на отдельных участках и отсутствие подвижного состава, соответствующего по вместимости данному пассажиропотоку.


Недостаток средств в региональном бюджете в сочетании с отсутствием поддержки со стороны федерального бюджета может существенно ограничить возможности реализации КПТО.


При этом к настоящему моменту в российской практике не выработана эффективная технология обслуживания населения рельсовым (железнодорожным пригородным) транспортом на малоинтенсивных направлениях, где такое обслуживание является социально значимым и не может быть в силу объективных причин заменено автомобильным транспортом или иными видами транспорта.


1.2.3. Возможности для развития пригородного транспорта



Анализ возможностей, которые могут оказать позитивное влияние на транспортное развитие, сведен в таблицу 5.



Таблица 5


Возможности для развития пригородного транспорта