Ситуационный анализ условий реализации КПТО выполняется с учетом проведенного выше анализа для определения сдерживающих и способствующих развитию факторов, определяющих в перспективе конъюнктуру транспортного рынка.
Анализ выполняется в форме матрицы ситуационного анализа, адаптированной для целей анализа развития пригородного пассажирского транспорта. В ходе анализа выявляются позитивные, негативные факторы, а также ключевые вопросы по следующим направлениям:
внешняя макросреда, включая политические, экономические, социальные, технологические, правовые тенденции;
среда влияния - факторы внешней среды, которые развиваются во взаимосвязи и во взаимозависимости с развитием транспортной системы: развитие пригородных территорий, непосредственно тяготеющих к железной дороге или автомобильным магистралям, распределение мест приложений труда и ряд других;
внутренняя среда, включая тенденции развития спроса и предложения транспортных услуг, регулирование и поддержка развития инфраструктуры и перевозочной деятельности.
1.2.2. Ключевые негативные факторы, сдерживающие развитие пригородного транспорта
Анализ возможных негативных факторов развития транспортной системы произведен на основе представленной в предыдущих разделах информации. Результаты сведены в таблицу 4.
Таблица 4
Негативные факторы развития пригородного транспорта Самарской области
Направление анализа | Ключевые негативные факторы |
Внешняя макросреда | Замедление экономического роста; сдержанные темпы улучшения инвестиционного климата; снижение деловой и потребительской активности населения |
Среда влияния | Повышение уровня автомобилизации с сохранением отрицательной динамики спроса на пригородные пассажирские перевозки общественным транспортом; нехватка денежных средств в бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование пригородных пассажирских перевозок |
Внутренняя среда | Рост ставок ОАО "РЖД" по аренде подвижного состава; высокая степень износа инфраструктуры и подвижного состава общественного пассажирского транспорта; нехватка специализированных логистических комплексов; недостаточная координация автомобильного и железнодорожного видов транспорта; недостаточная пропускная мощность автодорог |
Ключевыми факторами, определяющими специфику развития транспорта и создающими условия для сохранения низкой эффективности пригородных перевозок, являются недофинансирование и отсутствие эффективной нормативно-правовой базы, низкая интенсивность пассажиропотоков на отдельных участках и отсутствие подвижного состава, соответствующего по вместимости данному пассажиропотоку.
Недостаток средств в региональном бюджете в сочетании с отсутствием поддержки со стороны федерального бюджета может существенно ограничить возможности реализации КПТО.
При этом к настоящему моменту в российской практике не выработана эффективная технология обслуживания населения рельсовым (железнодорожным пригородным) транспортом на малоинтенсивных направлениях, где такое обслуживание является социально значимым и не может быть в силу объективных причин заменено автомобильным транспортом или иными видами транспорта.
1.2.3. Возможности для развития пригородного транспорта
Анализ возможностей, которые могут оказать позитивное влияние на транспортное развитие, сведен в таблицу 5.
Таблица 5
Возможности для развития пригородного транспорта