Одним из важнейших сегментов потребительского рынка области является рынок бытовых услуг и общественного питания.
Сегодня сфера общественного питания представлена большим количеством заведений с разным уровнем оказываемых ими услуг, качеством продукции, разнообразием используемой технологией приготовления продукции. Общественное питание сейчас является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся ниш для открытия бизнеса.
Отличительной чертой нынешнего состояния рынка является его разнотипный и многогранный охват абсолютно всех основных аудиторий потребителей в зависимости от уровня доходов, возраста, пола, социального статуса и интересов.
По состоянию на 1 января 2018 года на территории области функционируют 2531 предприятие общественного питания, в том числе 1585 предприятий общедоступной сети, что на 2,2 процента больше, чем по состоянию на 1 января 2017 года (1551 ед.).
В структуре предприятий общественного питания открытой сети наибольшая доля приходится на кафе 38 процентов (598 единиц) от общего количества предприятий, предприятия быстрого обслуживания (закусочные, буфеты, пиццерии, кафетерии, киоски и павильоны) - 27 процентов (429 единиц), бары - 10 процентов (155 единиц).
Общее количество посадочных мест предприятий общественного питания 144,9 тыс. единиц, в том числе 61,2 тыс. посадочных мест - предприятий общедоступной сети. Количество предприятий бытового обслуживания населения области составляет 4301 единиц с численностью работников более 12 тыс. человек.
Обеспеченность населения области посадочными местами на предприятиях общественного питания с каждым годом увеличивается. В 2017 году на 1000 жителей приходилось 40 посадочных мест в предприятиях общедоступной сети.
В 2017 году оборот общественного питания области составил 7,8 млрд. рублей, что в физическом объеме на 5,1 процента выше, чем в 2016 году.
Объем бытовых услуг в 2017 году составил 13,7 млрд. рублей и возрос по сравнению с 2016 годом в сопоставимых ценах на 3,5 процента.
В структуре объема бытовых услуг по-прежнему лидировали три вида услуг: по ремонту и строительству жилья и других построек, техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, услуги парикмахерских, занимая суммарно 79,4 процента в общем объеме.
Основными проблемами в сфере бытовых услуг и услуг общественного питания являются качество предоставляемых услуг и дефицит квалифицированных кадров. Наблюдается неравномерность в размещении предприятий бытового обслуживания и общественного питания на территории области.
Для дальнейшего формирования благоприятной конкурентной среды в сфере бытовых услуг и услуг общественного питания региона необходима разработка Стратегии развития общественного питания в Белгородской области на период до 2025 года и плана ее реализации.
Результатом реализации мероприятий "дорожной карты" будет являться достижение следующих целевых значений показателей в 2020 году:
- увеличение обеспеченности жителей области посадочными местами (общедоступная сеть) до 40,5 посадочных места на 1 000 жителей;