Оборот розничной торговли области в 2017 году составил 312,1 млрд. рублей и увеличился на 1,8 процента в сопоставимых ценах к уровню 2016 года. Он на 90,9 процента сформирован торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети, доля реализации товаров на розничных рынках и ярмарках составила 9,1 процента.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в 2017 году составил 37,4 процента, непродовольственных товаров - 62,6 процента.
В 2017 году розничная торговля области представлена более 11,1 тыс. предприятиями всех форматов торговли. Численность работников предприятий розничной торговли, кроме розничных рынков и ярмарок, проводимых на постоянной основе, составила более 40 тыс. человек.
Общая площадь стационарных торговых объектов, расположенных на территории области, составила 1,1 млн. кв. метров. Обеспеченность населения области площадью стационарных торговых объектов составила 741,4 кв. м на 1 тыс. жителей, что превышает установленный норматив на 157,4 кв. метра.
В целях полного удовлетворения потребительского спроса, развития экономики области, улучшения использования ее промышленного, сельскохозяйственного и сырьевого потенциала на территории области функционируют 4 розничных рынка, 47 ярмарок, проводимых на постоянной основе.
Высокая конкурентная среда на потребительском рынке области способствует развитию и насыщению товарных рынков и удовлетворению потребностей населения в товарах, внедрению новых форм обслуживания покупателей.
Ключевыми проблемами развития конкуренции на рынке розничной торговли является наличие на потребительском рынке недобросовестных товаропроизводителей и недостаточное количество магазинов шаговой доступности в отдаленных и малочисленных пунктах муниципальных образований области.
Приоритетными задачами развития рынка розничной торговли являются: продолжение реализации мер, обеспечивающих равные условия доступа всех хозяйствующих субъектов, оптимизация ценообразования на потребительском рынке, совершенствование системы мониторинга за состоянием рынка социально значимых товаров, межведомственного взаимодействия и контроля, направленного на поддержку многоформатной и доступной по экономическим, физическим и территориальным параметрам торговли, а также развитие торговой и логистической инфраструктуры.
Результатом реализации мероприятий "дорожной карты" будет являться достижение следующих целевых значений показателей в 2020 году:
- увеличение минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов на 1 тыс. жителей до 759 кв. метров;
- увеличение количества ярмарок, проводимых на постоянной основе, до 47 единиц;
- увеличение количества ярмарочных мероприятий (разовых, сезонных, периодических) до 3498 единиц;
- увеличение доли негосударственных аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю фармацевтической продукцией, в общем количестве аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю фармацевтической продукцией, до 90 процентов.