(с изменениями на 16 апреля 2019 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30.11.2016 N 416, от 14.03.2017 N 109, от 15.12.2017 N 464, от 27.12.2018 N 501, от 12.02.2019 N 41, от 16.04.2019 N 138)
Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания (2016 - 2018 годы)".
Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Т.ТУСКАЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "РАЗВИТИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ (2016 - 2019 ГОДЫ)"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30.11.2016 N 416, от 14.03.2017 N 109, от 15.12.2017 N 464, от 27.12.2018 N 501, от 16.04.2019 N 138)
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2018 N 501)
Ответственный исполнитель Программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания |
Соисполнители Программы | Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания |
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15.12.2017 N 464) | |
Участники Программы | Администрации местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания |
Подпрограммы Программы | Подпрограмма 1 "Модернизация и реформирование систем топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства"; Подпрограмма 2 "Обеспечение создания условий для реализации государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания (2016 - 2019 годы)"; Подпрограмма 3 "Формирование современной городской среды в Республике Северная Осетия-Алания на 2017 год"; Подпрограмма 4 "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14.03.2017 N 109, от 15.12.2017 N 464, от 27.12.2018 N 501) | |
Цель Программы | Повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению; повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания; выполнение обязательств государства по предоставлению мер социальной поддержки и социальных гарантий гражданам |
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14.03.2017 N 109, от 15.12.2017 N 464) | |
Задачи Программы | Обеспечение реализации государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства республики; обеспечение реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов; повышение уровня благоустройства дворовых территорий муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания; повышение уровня благоустройства муниципальных территорий общего пользования (парков, скверов и т.д.); обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в части обеспечения жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений |
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14.03.2017 N 109, от 15.12.2017 N 464) | |
Целевые индикаторы и показатели Программы | Площадь многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт; площадь расселенных аварийных многоквартирных домов; количество реализованных проектов по благоустройству, представленных в Минстрой России; количество представителей органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания, прошедших обучение в соответствии с программой обучения, утвержденной Минстроем России; численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений |
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14.03.2017 N 109, от 15.12.2017 N 464) | |
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется в период с 2016 по 2019 годы в один этап |
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2018 N 501) | |
Объем и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы составляет 2961375,57 тыс. рублей, в том числе: в 2016 году - 658890,95 тыс. рублей; в 2017 году - 969476,95 тыс. рублей; в 2018 году - 847627,42 тыс. рублей, в 2019 году - 485380,25 тыс. рублей; в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1252054,86 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 421504,34 тыс. рублей; 2017 год - 369204,63 тыс. рублей; 2018 год - 264669,01 тыс. рублей; 2019 год - 196676,88 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета - 622744,17 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 99597,20 тыс. рублей; 2017 год - 186864,22 тыс. рублей; 2018 год - 181206,45 тыс. рублей; 2019 год - 155076,30 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов - 234708,99 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 79621,23 тыс. рублей; 2017 год - 59968,20 тыс. рублей; 2018 год - 81756,86 тыс. рублей; 2019 год - 13362,70 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 851867,55 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 58168,18 тыс. рублей; 2017 год - 353439,90 тыс. рублей; 2018 год - 319995,1 тыс. рублей; 2019 год - 120264,37 тыс. рублей; в том числе по подпрограммам: подпрограмма 1 "Модернизация и реформирование систем топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства" - 2590699,75 тыс. рублей; подпрограмма 2 "Обеспечение создания условий для реализации государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания (2016 - 2019 годы)" - 134863,57 тыс. рублей; подпрограмма 3 "Формирование современной городской среды в Республике Северная Осетия-Алания на 2017 год" - 160750,41 тыс. рублей; подпрограмма 4 "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - 78964,84 тыс. рублей. |
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16.04.2019 N 138) | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Повышение удовлетворенности населения уровнем жилищно-коммунального обслуживания; проведение капитального ремонта в многоквартирных домах общей площадью 682,7 тыс. кв. метров; расселение 39,09 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года и после 1 января 2012 года; количество реализованных проектов по благоустройству, представленных в Минстрой России, - 2 ед.; количество представителей органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания, прошедших обучение в соответствии с программой обучения, утвержденной Минстроем России, - 4 чел.; численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, - 40 чел. |
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14.03.2017 N 109, от 15.12.2017 N 464, от 27.12.2018 N 501) |
В связи с высокой социальной значимостью и осуществлением жизнеобеспечивающих функций топливно-энергетическая и жилищно-коммунальная отрасли являются важными секторами в экономике республики. Степень развития и объем деятельности данных сфер непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, в том числе комфортность проживания.
В ходе реализации этапов преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства в республике решались задачи реформы системы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, финансового оздоровления и модернизации организаций жилищно-коммунального комплекса, развития конкурентных рыночных отношений и привлечения частного бизнеса к управлению многоквартирными домами и объектами коммунального комплекса.
Тем не менее конечные цели реформы отрасли: обеспечение надлежащего качества жилищно-коммунальных услуг, повышение надежности, энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизация расходов на производство и предоставление потребителям жилищных и коммунальных услуг (ресурсов) - на сегодняшний день не достигнуты. Это связано с тем, что действующие расходные обязательства на развитие отрасли не покрывают потребности в ее финансировании.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" позволил кардинально увеличить финансирование мероприятий, направленных на улучшение состояния жилищного фонда. Программы Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) являются в настоящее время основным механизмом, обеспечивающим капитальный ремонт общего имущества жилищного фонда и переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В целях создания долгосрочных устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в республике создана некоммерческая организация "Региональный оператор Республики Северная Осетия-Алания - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Северная Осетия-Алания". Формирование региональной системы капитального ремонта позволит осуществлять реализацию региональных программ капитального ремонта за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов и средств собственников помещений в многоквартирных домах.
Негативными показателями, характеризующими отрасль жилищно-коммунального комплекса республики, являются высокие потери энергоресурсов на всех стадиях, от производства до потребления, вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия, а также высокая себестоимость производства коммунальных услуг из-за сверхнормативного потребления энергоресурсов, наличия нерационально функционирующих затратных технологических схем и низкого коэффициента использования установленной мощности. Вследствие незначительных объемов капитальных вложений инфраструктура, связанная с теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, стремительно изнашивается.
Так, на 1 января 2015 года уровень физического износа объектов коммунальной инфраструктуры составил: по объектам теплоснабжения - 57%, по объектам водоснабжения - 72%, по объектам водоотведения - 84%. Протяженность водопроводных сетей, нуждающихся в замене, составила 2165 км, или 59%, тепловых сетей - 226,6 км, или 60,8%, канализационных сетей - 845 км, или 65%, неучтенный расход воды составил 43,2% от количества воды, поданной в сеть.
Водоснабжение населения осуществляется от 173 водозаборов общей мощностью 674 тыс. м3/сутки. Всего на водозаборах функционирует 347 скважин и 27 каптажей. Большая изношенность магистральных водоводов, внутренних водопроводных сетей, водозаборных, водоподготовительных и промежуточных гидросооружений ведет к увеличению потерь воды, затрат на содержание водного хозяйства и, соответственно, себестоимости воды, а также возможности вторичного загрязнения сетей.
Еще одной проблемой является недостаток или полное отсутствие современных очистных сооружений канализации.
В настоящее время на территории республики находятся 14 очистных сооружений канализации, суммарная мощность которых составляет 357,5 тыс.м3/сутки. Ни одно из сооружений очистки сточных вод республики не производит 100-процентную очистку, биологическая очистка не производится или ведется недостаточно эффективно. По данным лабораторных исследований открытых водоемов, отмечаются неудовлетворительные результаты качества воды, которые являются следствием неэффективной работы очистных сооружений канализации и сброса сточных вод напрямую в водоемы без предварительной очистки.
Надежность и эффективность функционирования систем теплоснабжения также не отвечает необходимым требованиям. Несмотря на то, что в результате строительства новых и модернизации действующих котельных уровень износа основных фондов снизился, объем потерь тепла при его транспортировке из-за изношенности сетей достигает 20%.
Одним из основных направлений развития систем теплоснабжения в республике является децентрализация теплоснабжения. Опыт работы свидетельствует о высокой экономической эффективности данного направления. Особенно актуальным этот вопрос становится в связи с ростом цен на энергоносители. Анализ расходов на коммунальные услуги показывает, что расходы населения на отопление и горячее водоснабжение после децентрализации снижаются в 3 раза.
Важно отметить, что в данном случае с местных бюджетов снимается финансовая нагрузка по содержанию убыточных центральных котельных и тепловых сетей, которые ликвидируются при децентрализации, а население получает качественное тепло и горячее водоснабжение. И что не менее важно - население реально вовлекается в политику энергосбережения, устанавливая общедомовой или поквартирный режим энергопотребления.
Сложившаяся в республике ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения.
Ежегодно в Республике Северная Осетия-Алания с учетом объемов отходов от промышленных и торговых предприятий образуется около 440 тыс. тонн отходов. Доля твердых коммунальных отходов составляет 44,6% (196,304 тыс. тонн) от общего количества отходов.
Только в г. Владикавказ ежедневно убирается 8,8 млн. кв. метров городских улиц, скверов, парков, дворов. На территории города размещено почти 3000 контейнеров для сбора мусора и бытовых отходов.
Под полигоны (свалки) твердых коммунальных отходов ежегодно в республике отчуждается около 60 га пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками. В сельских районах, как правило, значительная часть отходов вывозится на несанкционированные свалки, которые устраиваются в водоохранных и рекреационных зонах, на окраинах городов и сел, вдоль автомобильных дорог. Часто мусор попросту сжигается. Другими словами, организованный вывоз отходов в большинстве населенных пунктов республики не осуществляется.
Большинство свалок твердых коммунальных отходов не обустроено в соответствии с экологическими и санитарными требованиями, они не имеют проектных документов, земельных отводов на места размещения отходов, отсутствует система сбора и очистки сточных вод и фильтрата, не проводится мониторинг влияния полигонов на почвы, подземные и поверхностные водные объекты. Естественно, при этом не может быть и речи о соблюдении существующих норм и требований при размещении отходов и их утилизации.
На сегодняшний день повсеместно признается настоятельная необходимость предварительной сортировки ТБО, полного выделения и использования вторичного сырья. В республике построено два мусоросортировочных комплекса, однако этого количества явно недостаточно.
Приоритетным направлением действий в сфере обращения с отходами является снижение антропогенного воздействия на окружающую среду за счет увеличения объема переработки и утилизации отходов, размещения их на полигонах, отвечающих требованиям законодательства, ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.
Устранение вышеуказанных проблем требует достаточно больших финансовых средств. При этом сфера жилищно-коммунального хозяйства, несмотря на все усилия по реформированию, пока так и не стала инвестиционно привлекательным сектором экономики для частного бизнеса.
Важнейшими инструментами стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру являются переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулирование заключения концессионных соглашений. Применение долгосрочных тарифов создаст для организаций коммунального комплекса мотивацию к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой - сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.
Одно из направлений привлечения средств в сферу жилищно-коммунального хозяйства - это увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений. На сегодня в республике ни одно предприятие не использует заемные средства в целях модернизации коммунальной инфраструктуры. Низкие показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций коммунального комплекса не позволяют решать вопросы привлечения кредитных ресурсов. В целях развития этого направления необходима государственная поддержка в части погашения процентной ставки на получаемые займы.
Указанные направления государственной поддержки окажут значительное стимулирующее влияние на развитие коммунальной инфраструктуры и позволят задействовать внебюджетные источники финансирования. При такой комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры ускорится процесс предоставления качественных коммунальных услуг в жилищном фонде.
Топливно-энергетический комплекс является важнейшей структурной составляющей экономики. От развития топливно-энергетического комплекса во многом зависит динамика, масштабы и технико-экономические показатели общественного производства.
Вместе с тем нормальному функционированию топливно-энергетического комплекса препятствует дефицит инвестиций, высокий уровень морального и физического износа основных фондов, увеличение его негативного влияния на окружающую среду.
Выработка электроэнергии собственными электростанциями в республике составляет 380,5 млн. кВт·ч, что соответствует 18,6% от потребности, а остальной объем закупается и поступает в республику по межсистемным линиям электропередачи. Развитие и укрепление электроэнергетической базы республики основывается на освоении собственных возобновляемых и экологически чистых энергетических ресурсах. Особое место при этом занимает строительство и ввод в эксплуатацию гидроэлектростанций. Гидроэнергетический потенциал Республики Северная Осетия-Алания составляет 5,2 млрд. кВт·ч в год. В пяти наиболее крупных реках, таких как Терек, Ардон, Урух, Фиагдон и Гизельдон, сосредоточено более 80% всей потенциальной мощности рек республики.