Недействующий

 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПРИКАЗ

от 4 марта 2016 года N 47-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2016 - 2018 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минсельхозпрода Республики Мордовия от 23.07.2024 N 360-П.
____________________________________________________________________

Во исполнение мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2016 - 2018 годы".

2. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и опубликовать в газете "Известия Мордовии".

3. Направить настоящий приказ в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия для включения его в федеральный регистр нормативно-правовых актов Республики Мордовия и в прокуратуру Республики Мордовия.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия - начальника отдела развития отраслей животноводства и племенного дела Литяйкина О.М.

Первый заместитель Председателя
Правительства - Министр сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Мордовия
В.Н.СИДОРОВ






Приложение
к приказу Первого заместителя Председателя
Правительства - Министра сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Мордовия
от 4 марта 2016 года N 47-П

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2016 - 2018 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2016 - 2018 годы"

Наименование Программы

"Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2016 - 2018 годы"

Основание для разработки Программы

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717

Государственный заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Разработчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Исполнители Программы

Сельхозтоваропроизводители Республики Мордовия всех форм собственности (кроме личных подсобных хозяйств граждан)

Цель и задачи Программы

Цели Программы:
- обеспечение населения Республики Мордовия высококачественной говядиной в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120;
- увеличение производства мяса крупного рогатого скота с целью импортозамещения;
- повышение конкурентоспособности мясного скотоводства.
Задачи Программы:
- увеличение поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, в том числе маточного поголовья;
- увеличение производства высококачественной говядины скота мясных пород;
- создание высокооплачиваемых рабочих мест

Целевые индикаторы и показатели Программы

- прирост поголовья мясных коров всего за 2016 - 2018 годы - 5006 голов, в том числе:
2016 г. - 1376 гол.;
2017 г. - 1650 гол.;
2018 г. - 1980 гол.
- прирост поголовья помесных коров всего за 2016 - 2018 годы - 1514 голов, в том числе:
2016 г. - 414 гол.;
2017 г. - 500 гол.;
2018 г. - 600 гол.
- прирост поголовья коров специализированных мясных пород и их помесей всего за 2016 - 2018 годы - 6520 голов, в том числе
2016 г. - 1790 гол.;
2017 г. - 2150 гол.;
2018 г. - 2580 гол.

Характеристика программных мероприятий

Комплекс мер, направленных на достижение целей, поставленных Программой:
- поддержка производства мяса крупного рогатого скота от специализированного мясного и помесного скота;
- техническая и технологическая модернизация репродукторных ферм на 3000 скотомест;
- технологическая модернизация откормочных предприятий на 3000 скотомест;
- коренное улучшение естественных пастбищ на площади 12,0 тыс. га;
- приобретение мясного и помесного молодняка крупного рогатого скота специализированными откормочными предприятиями для откорма в количестве 6000 голов;
- приобретение ежегодно по 500 голов мясного и помесного молодняка (нетели, телки) с не племенных стад для формирования маточного поголовья товарных стад

Сроки реализации Программы

2016 - 2018 годы

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования Программы в 2016 - 2018 годах составляет 2670,4 млн. рублей (в текущих ценах), в т.ч. по годам:
2016 г. - 769,0 млн. руб.;
2017 г. - 882,9 млн. руб.:
2018 г. - 1018,5 млн. руб.,
в том числе:
из средств республиканского бюджета Республики Мордовия всего - 22,5 млн. рублей, в том числе по годам:
2016 г. - 7,5 млн. руб.;
2017 г. - 7,5 млн. руб.;
2018 г. - 7,5 млн. руб.
Внебюджетные источники, всего - 2647,9 млн. рублей, в том числе по годам:
2016 г. - 761,5 млн. руб.;
2017 г. - 875,4 млн. руб.;
2018 г. - 1011,0 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

В результате реализации Программы будет обеспечено в 2018 году:
- численность скота специализированных мясных пород и полукровных мясных помесей от промышленного скрещивания коров и телок в молочных стадах с быками мясных пород - 38,6 тыс. гол., прирост к 2015 году 16277 голов, в том числе маточное поголовье мясного и помесного скота на 6520 голов, из них коров мясных пород - на 5006 голов, маточное поголовье помесного скота - на 1514 голов;
- увеличение валового производства высококачественной говядины до - 3970 тонн;
- повышение средней живой массы молодняка мясных пород, реализованного на мясо, с 395 до 420 кг;
- создание 10 новых рабочих мест

Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее реализации

Реализация Программы координируется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия ежегодно до 1 апреля готовит отчет о ходе и результатах реализации Программы и представляет в Министерство экономики Республики Мордовия, Министерство финансов Республики Мордовия. В отчете дается оценка хода реализации Программы за прошедший год.

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Ведомственная целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2016 - 2018 годы" (далее Программа) разработана в соответствии с Государственной программой Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 года N 404, с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 16 мая 2006 года N 187 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".

Главными приоритетами Программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий, обеспечение роста объемов производства основных видов продукции, производимой предприятиями агропромышленного комплекса республики.

Программа призвана стать инструментом для достижения приоритетных целей устойчивого развития сельскохозяйственного производства в Республике Мордовия, что является частью функций Минсельхозпрода Республики Мордовия по проведению государственной политики в сфере АПК и развития сельских территорий в соответствии со Схемой территориального планирования Республики Мордовия утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 декабря 2009 года N 555, Схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов сельских поселений.


1.1. Анализ ситуации и потенциал развития специализированного мясного скотоводства


Мясной подкомплекс Республики Мордовия по своему значению является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса, он позволяет производителю использовать трудовые и материальные ресурсы в течение всего года, обеспечить занятость населения и снабжение его мясом. В мясном балансе республики на долю говядины и телятины приходится 9,5%. Проблема повышения эффективности производства продукции мясного скотоводства является на сегодняшний день одной из важнейших для сельского хозяйства республики. Негативные тенденции в отраслях животноводства, начавшиеся в период реформирования АПК, выражались, прежде всего, в сокращении численности поголовья сельскохозяйственных животных, снижении объемов производства продукции животноводства, в том числе мяса крупного рогатого скота. И лишь в последние 8 - 9 лет наметился рост производства мяса птицы и свинины, как скороспелых отраслей.

С 1990 года объем производства говядины имеет тенденцию к снижению и в 2015 году составил 20,5 тыс. тонн в убойном весе, со снижением к 1992 году на 67%.

Это означает, что значительно уменьшилась обеспеченность населения собственным высококачественным мясом - говядиной. Недостаток восполнился за счет ввоза мясного сырья зарубежного происхождения, часто с недостаточно качественными санитарно-гигиеническими характеристиками.

Произошедший спад поголовья крупного рогатого скота с 669,6 тыс. голов в 1990 году до 231,7 тыс. голов в 2015 году не сопровождался объективно необходимым для сохранения откормочного контингента увеличением поголовья мясного скота.

При этом и сегодня большую часть говядины получают от откормочного контингента из молочных стад. Производство крупного рогатого скота в Республике Мордовия, как и в России, характеризуется низкими качественными показателями. Среднесуточные приросты на выращивании, откорме и нагуле составляют менее 500 гр., средняя живая масса скота, реализованного на убой - 395 кг, высокая доля низкокачественной говядины, получаемой от убоя выбракованных коров. Выращивание крупного рогатого скота ведется экстенсивными методами, с большими затратами средств, расход корма на 1 кг прироста превышает норму почти вдвое.

Ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и его следует рассмотреть как проблему государственного значения, решение которой позволит в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства. Для кардинального изменения ситуации в подотрасли, создания условий для дальнейшего роста необходим комплекс системных мер, который позволит обеспечить положительную динамику устойчивого развития производства крупного рогатого скота мясных пород в долгосрочной перспективе.

Для создания крупной отрасли специализированного мясного скотоводства, как поставщика высококачественной говядины до 2020 года в объемах не менее 7 тыс. тонн в живой массе, Республика Мордовия располагает всеми необходимыми предпосылками:

наличие 276,6 тыс. га естественных кормовых угодий и 109,7 тыс. га неиспользуемой пашни;

наличие разветвленной сети ветеринарной и племенной служб;

наличие высококвалифицированного аграрного научного потенциала.

В настоящее время в республике мясным скотоводством занимаются 89 хозяйства, из них 49 - сельхозпредприятия и 40 - К(Ф)Х. Развивается племенная база мясного скотоводства.

В Республике Мордовия функционируют 3 племенных репродуктора: ООО "Герефордресурс" по герефордской породе, ООО АПО "Сабаево" по лимузинской породе и ООО "Подсобное хозяйство" по абердин-ангусской породе.


1.2. Характеристика проблемы


Главным препятствием для устойчивого развития конкурентоспособного крупномасштабного мясного скотоводства является отсутствие достаточной численности специализированного мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма и низкая экономическая мотивация откорма скота и производства говядины.

Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:

1. Низкой долей мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота и объемов производства говядины, по сельхозпредприятиям республики на уровне 10,0%.

По состоянию на 1 января 2016 года в сельхозорганизациях республики насчитывалось всего 22,3 тыс. голов крупного рогатого скота содержащегося по мясной технологии, в том числе 8,9 тыс. голов маточного поголовья.

В сложившихся условиях наравне с наращиванием маточного поголовья мясного скота необходимо продолжить работу по увеличению маточного поголовья помесного скота.

Во многих странах пополнение мясного скота в товарных стадах происходит именно за счет промышленного скрещивания части коров и телок молочных стад с быками мясных пород.

В рамках данной Программы в Республике Мордовия также планируется за счет части низкопродуктивного маточного поголовья молочных стад пополнение маточного поголовья мясных товарных ферм.

2. Низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных (коммерческих) стадах, который по основным показателям ниже мировых на 30 - 50% и более.

Такое состояние обусловлено недостатком экономических мотиваций обновления маточных стад за счет покупки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалом продуктивности.

Государственная поддержка приобретения племенного молодняка через систему лизинга и компенсация части затрат на покупку молодняка не достаточна по объему и не может решить полностью проблему.

3. Неудовлетворительная организация откорма и реализация на убой молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 395 кг вместо 450 - 500 кг.

Такой низкий показатель интенсивности использования откормочного поголовья КРС в республике означает, что сельхозпредприятия только за 2015 год недополучили около 2,5 тыс. тонн мяса КРС (реализовано на убой всего 45341 голова КРС, средне - сдаточная масса - 395 кг, 395 кг - 450 кг = -55 кг).

Реализация мелковесного скота на мясоперерабатывающие предприятия обуславливает также увеличение затрат по убою скота и переработке туши в расчете на единицу готовой продукции, что приводит к дополнительному росту розничных цен.

Для большинства сельхозпредприятий доращивание и откорм КРС на мясо убыточно. В связи с чем ежегодно только из сельхозпредприятий республики реализуется на сторону до 25 - 30 тыс. голов молодняка крупного рогатого скота, (за 2015 год - 29240 гол), а закупается только 1 - 2 тыс. голов (за 2015 г - 1180 гол). Реализационная себестоимость мяса КРС в живом весе за 2015 год по оценке составила 126,3 рубля за 1 кг, а цена реализации - 89,6 рублей, в целом от реализации мяса КРС получено 614,7 млн. рублей убытков.

Государственная поддержка откорма молодняка из мясных стад и полукровных помесей, полученных в молочных стадах, до живой массы 450 кг и выше обеспечит решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде и, косвенно, будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для увеличения откормочного контингента.

4. Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов в мясном скотоводстве и откормочных предприятиях.

Несмотря на принятые за последние годы меры по восстановлению скотомест в откормочных предприятиях, в настоящее время в республике имеется всего 12000 скотомест, отвечающих современным технологиям, что составляет не более 30% к потребности. В остальных действующих откормочных предприятиях и фермах сохранилась не эффективная технология содержания молодняка в капитальных, дорогих помещениях, оснащенных энергоемким оборудованием для уборки навоза и раздачи кормов.

Технологии содержания мясных коров с телятами в облегченных помещениях, а откормочного молодняка - на открытых площадках, в Республике Мордовия только начинают отрабатываться.

5. Низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента.

Основным источником дешевых кормов являются естественные кормовые угодья (сенокосы и пастбища). В республике имеется сенокосов - 48 тыс. га и пастбищ - 299,6 тыс. га. Однако естественные кормовые угодья во всех районах республики имеют низкую урожайность. Большие площади лугов находятся в запущенном состоянии и дают крайне низкий урожай сена и пастбищных кормов. Без систематического ухода и коренного улучшения они зарастают кустарником, мелколесьем и непоедаемыми травами.

Проведение работ по их улучшению увеличивает урожайность в несколько раз, улучшает качество кормов.

Для производства объемистых кормов, в целях обеспечения планируемого поголовья мясного скота, имеются залежные земли - 51 тыс. га, а также неиспользуемая пашня (более 100 тыс. га).

При залужении деградированных земель и неиспользуемой пашни в целях производства объемистых кормов для мясного и откормочного скота недостаточными темпами увеличивается использование таких кормовых культур, как высокобелковые культуры, различные смеси, в том числе бобовые многолетние травы, бобово-злаковые и другие.

Нерешенность проблемы необоснованно удорожает стоимость кормов в издержках производства говядины и не позволяет достигнуть конкурентной способности отрасли.

6. Отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.

Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями: выход телят 75% вместо 85 - 90%, необходимых для рентабельности мясного скотоводства, привесы молодняка на уровне 500 г вместо 750 - 800 г, средняя живая масса молодняка при реализации - 395 кг вместо 450 - 500 кг.

Сдерживающим фактором для решения проблемы рентабельности для мясного скотоводства является очень малая государственная поддержка мясного скотоводства.

Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производства говядины обусловлена:

- биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению, например, со скороспелыми отраслями (свиноводством и птицеводством), в силу которых производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет почти три года;

- необходимостью государственной поддержки создания новых ферм и увеличения поголовья в существующих хозяйствах в течение не менее трех лет до поступления первой товарной (или племенной) продукции;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»