Целью конкурсного задания является раскрытие лауреатом своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни. Основываясь на этом положении, были сформулированы 10 равнозначных критериев. Самоанализ не выделяется в качестве особого испытания, так как соотносится с проведенным уроком и имеет пространство для оценки в критерии "Рефлексивность и оценивание". Вместе с тем ряд показателей обращают внимание членов экспертной комиссии очного этапа конкурса на умение педагога анализировать проведенный урок, достигнутые результаты и возникавшие трудности.
Критерий | Показатели | Баллы |
1. Информационная и языковая грамотность | корректность учебного содержания и использования научного языка (термины, символы, условные обозначения), глубина и широта знаний по теме | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
языковая культура учителя и обучающихся (наличие заданий на составление связного текста и развитие культуры речи) | ||
использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) | ||
2. Результативность | достижение предметных результатов | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
достижение метапредметных результатов | ||
достижение личностных результатов | ||
вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации) | ||
соотнесение действий с планируемыми результатами | ||
3. Методическое мастерство и творчество | разнообразие методов и приемов, смена видов деятельности | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность учителя | ||
использование сравнительных подходов, формирование умения аргументировать свою позицию, использование дискуссионных подходов и проектирования | ||
разнообразие форм работы с информацией и использование разных источников | ||
соответствие методов и приемов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов) | ||
4. Мотивирование к обучению | использование различных способов мотивации и умение удивить | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
системность и последовательность проведения мотивации в структуре занятия | ||
доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда | ||
использование проблемных ситуаций, опора на интересы и потребности обучающихся (умение сформулировать или вывести на формулировку проблемы, опора на жизненный опыт учеников) | ||
поддержка образовательной успешности для всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями | ||
5. Рефлексивность и оценивание | объективность и открытость оценивания, связь с целеполаганием | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе | ||
обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения | ||
понятность процедуры и критериев оценивания | ||
адекватность оценки и рефлексии проведенного урока, точность ответов на вопросы | ||
6. Организационная культура | постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий | ||
установление правил и процедур совместной работы на уроке | ||
обращение внимания на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования | ||
осознание своей деятельности, понимание достижений и проблем, умение оценить проведенный урок и провести критический анализ | ||
7. Эффективная коммуникация | организация взаимодействия и сотрудничество обучающихся между собой, с учителем и с различными источниками информации | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания обучающимися своей точки зрения | ||
наличие эффективной обратной связи на занятии, способность учителя задавать модель коммуникации | ||
использование вопросов на понимание, развитие умений обучающихся формулировать вопросы | ||
развитие навыков конструктивного диалога, в том числе и при самоанализе | ||
8. Наличие ценностных ориентиров | воспитательный эффект урока и педагогической деятельности учителя | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни | ||
обращение внимания обучающихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания | ||
поддержка толерантного отношения к различным мнениям и культурным особенностям | ||
создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности | ||
9. Метапредметный и междисциплинарный подход | формирование универсальных учебных действий разных видов | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
использование потенциала различных дисциплин и корректность в использовании содержания других дисциплин | ||
понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от использования междисциплинарных связей | ||
системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов | ||
умение анализировать проведенное занятие с учетом использования метапредметных и междисциплинарных связей, обоснование метапредметных результатов урока | ||
10. Поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся | использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т.п.) | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения | ||
поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий | ||
решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке | ||
уважение личного достоинства каждого ученика и доброжелательная атмосфера | ||
Итого баллов | Максимальное количество - 20 баллов |