Целью конкурсного задания "Мастер-класс" является демонстрация педагогического мастерства в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания. Формат: публичная индивидуальная демонстрация на сцене способов трансляции образовательных технологий (методов, эффективных приемов и др.). Регламент: на выступление лауреата - до 20 минут, на вопросы экспертной комиссии очного этапа конкурса и ответы участника конкурса - до 5 минут. Важным является сбалансированное сочетание работы с фокус-группой (участники на сцене), аудиторией и представление собственного опыта.
Критерий | Показатели | Баллы |
1. Актуальность и методическое обоснование | доказательство значимости методической проблемы для образования | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
убедительное и аргументированное методическое обоснование предлагаемых способов обучения | ||
оригинальность и новизна методических приемов | ||
технологичность и практическая применимость, внесение изменений в практику преподавания на основе требований федерального государственного образовательного стандарта | ||
разнообразие методических приемов | ||
2. Творческий подход и импровизация | творческий подход, оригинальность решений и способность удивить | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач | ||
использование приемов театральной педагогики, артистизм | ||
умение осмыслить и переработать имеющийся опыт | ||
удачное сопровождение выступления (иллюстрации, компьютерная презентация, яркие примеры) | ||
3. Исследовательская компетентность | демонстрация культуры организации и проведения исследования | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы | ||
мониторинг индивидуальных достижений обучающихся | ||
понимание разных подходов в педагогике к решению ряда теоретических и практических вопросов | ||
использование сравнительных подходов в представлении педагогического опыта (сопоставление и использование лучших практик) | ||
4. Коммуникативная культура | умение выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
включение разных групп в работу и взаимодействие с аудиторией, использование вопросов для проверки понимания и конструктивного диалога | ||
выстраивание эффективной обратной связи в педагогической деятельности и способность учителя задавать модель коммуникации | ||
поддержка толерантного отношения к различным позициям, уважение различных точек зрения | ||
владение культурными нормами и традициями (понимание и учет в своей педагогической практике социокультурных особенностей страны, региона и учащихся своей школы) | ||
5. Рефлексивная культура | способность к анализу своей деятельности и осмыслению опыта (включение рефлексных компонентов) | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
умение оценить выбор методов и достигнутые результаты | ||
осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте | ||
осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания | ||
адекватность оценки и рефлексии проведенного мастер-класса, точность ответов на вопросы | ||
6. Информационная и языковая культура | корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, отсутствие фактических ошибок, глубина и широта знаний по теме | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
разнообразие источников информации и форм работы с образовательными ресурсами | ||
использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) | ||
удачная обработка и представление информации (структурирование, интерпретация, сравнение, обобщение) | ||
грамотность речи | ||
7. Ценностные ориентиры и воспитательная направленность | акцент на воспитательный эффект в педагогической деятельности | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
обращение внимания на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания | ||
поддержка уважения достоинства личности и толерантного отношения к культурным особенностям | ||
поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни | ||
педагогическая деятельность в области формирования ценностей морально-нравственной и гражданско-патриотической направленности | ||
8. Метапредметность и универсальность подходов | разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
доступность для понимания и конкретность (примеры, связь с практикой преподавания, опора на реальные ситуации) | ||
формирование универсальных учебных действий разных видов | ||
системность и целесообразность использования метапредметных подходов | ||
потенциал транслируемости педагогического опыта | ||
9. Развивающий характер и результативность | развивающий характер преподавания и поддержка индивидуальности в образовании | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
опора на потенциал личностного развития обучающихся, самостоятельность и самореализацию | ||
выдвижение планируемых результатов | ||
учет разнообразных образовательных потребностей (в том числе и использование инклюзивного подхода) | ||
разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные) | ||
10. Проектная деятельность с опорой на разнообразные образовательные потребности учащихся | умение выявить и обосновать ключевую проблему (сформулировать проблему, темы для обсуждения или исследования) | соответствие по всем показателям - 2 балла; |
конструктивность и видение путей решения проблем | ||
выстраивание целеполагания (понимание целей, задач и ожидаемых результатов) | ||
наличие количественных и качественных показателей достижения результата и проведение оценки результативности | ||
планирование и подведение итогов (анализ и осмысление) | ||
Итого баллов | Максимальное количество - 20 баллов |