В связи с региональными особенностями Якутии сеть общеобразовательных организаций является довольно разветвленной - из 661 организации 638 являются муниципальными (государственными), 15 муниципальными общеобразовательными организациями, реализующих программы общего образования в заочной и очно-заочной форме, 8 - негосударственными (частными) общеобразовательными организациями.
В Республике Саха (Якутия) сохраняется положительная динамика роста численности обучающихся. По данным Росстата по Республике Саха (Якутия) 26 647 детей в 161 учебном заведении обучаются во второй смене.
Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях начального общего образования составляет на 1 сентября 2015 г. - 74 процентов, в учреждениях основного общего образования - 80 процентов, в учреждениях среднего общего образования - 99 процентов.
Основное количество обучающихся во второй смене - 15 600 детей - в городском округе "город Якутск". Кроме того, наибольшее количество обучающихся во второй смене в центрах муниципальных районов: "Мирнинский район", "Ленский район", "Нерюнгринский район", "Хангаласский улус", "Нюрбинский район", "Вилюйский улус (район)".
73,3% дневных школ находятся в сельской местности, в них обучаются 39% от общей численности детей. Более трети образовательных организаций являются малокомплектными (248 организаций, в том числе 207 школ, 41 детский сад) и финансируются вне зависимости от количества обучающихся. Сокращение численности обучающихся в сельской местности за счет внутренней миграции населения привело к сокращению численности школьников на селе с 68 070 в 2006 году до 53946 в 2015 году и соответственно к увеличению перечня малокомплектных школ с 183 в 2007 году до 207 школ в 2015 году.
Необходимость обеспечения равных условий при получении образования школьников обуславливает проведение мероприятий по оптимизации сети образовательных организаций с учетом транспортной удаленности населенных пунктов, что в некоторых случаях невозможно в условиях Якутии. Усилия государственной власти республики направлены на то, чтобы все дети вне зависимости от мест проживания получали образование в условиях, соответствующих современным требованиям.
Небольшие образовательные организации остаются востребованными в сельских труднодоступных и удаленных территориях. В масштабах Российской Федерации их доля может и не иметь критического значения, но для республики остается важным их сохранение и развитие, равно как и поддержка кочевых школ в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
В целях укрепления материально-технической базы школ с 2001 года построено 192 школы на 35 тысяч ученических мест. Целевой характер вложений обеспечил существенное обновление инфраструктуры образования. Доля школьников, обучающихся в современных условиях, повысилась с 70% в 2010 году до 78,5% в 2015 году.
Тем не менее, вопрос улучшения материально-технической базы остается актуальным. В целом по республике 246 школ (38,5%) имеют физический износ более 50%, 83 - признаны ветхими и аварийными (13% от общего количества), в том числе:
в аварийном состоянии - 66 или 9,9%,
в ветхом состоянии - 17 или 2,5%.
Это связано с тем, что большая часть зданий построена в 1950 - 70 годы в деревянном исполнении, и не имеет всех видов благоустройства. По данным статистики в республике самая высокая доля не благоустроенности зданий школ среди субъектов Дальнего Востока. В сельской местности все виды благоустройства в 2005 году имели всего 12,6% школ, в 2014 году - 30,4%.
Пообъектная прогнозная потребность в финансовых средствах на 2016 - 2025 годы в разрезе муниципальных районов и городских округов приведены в приложении N 1 Программы.