Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 01.03.2017)


 Рисунок 5 *

________________
     * Рисунок 5 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.     


Позитивные изменения, которые происходили в последние годы на российском потребительском рынке, обусловлены расширением сферы влияния международных торговых операторов на систему внутренней торговли России, представляющей собой самый крупный потребительский рынок в Европе. Россия входит в число стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), которые обладают потенциально огромным потребительским рынком с низким уровнем развития институциональной инфраструктуры, и занимает лидирующие позиции по перспективам вхождения международных розничных операторов на российский рынок. Началом глобальной экспансии зарубежных розничных сетей считается 2000 год, когда на российский рынок вышли крупнейшие европейские игроки: "IKEA", "Auchan", "METRO Cash & Carry", целью коммерческой политики которых было содействие развитию инфраструктуры агломерационных центров Российской Федерации.

Ростовская область в силу своих конкурентных преимуществ входит в число 12 субъектов Российской Федерации, в которых сложились наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса, и является одним из наиболее привлекательных регионов России в присутствии на потребительском рынке как международных, так и федеральных розничных операторов. Согласно рейтингу агентства "Эксперт РА" по итогам 2010-2011 гг. Ростовская область относилась к регионам, имеющим лучшие законодательные условия для инвестирования и минимальный уровень риска для инвесторов.

В Ростовской области сетевая торговля получила развитие с 2005 года, объем инвестиций в основной капитал по виду деятельности "розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования" по крупным и средним организация составил 1208,9 млрд. рублей. В 2010 году этот показатель в сопоставимых ценах увеличился к уровню 2005 года в 1,5 раза и составил 2961 млрд. рублей.

В результате в инфраструктуре потребительского рынка Ростовской области произошли кардинальные изменения, розничная торговая сеть развивалась ускоренными темпами и обновилась в значительной степени, в том числе за счет открытия торговых объектов современных форматов и прогрессивных форм обслуживания (гипермаркетов, супермаркетов, магазинов-дискаунтеров, торгово-развлекательных комплексов). За 2000-2011 годы количество торгующих предприятий увеличилось вдвое. По состоянию на 1 июля 2012 г. на потребительском рынке Ростовской области действовали 38,2 тыс. торговых объектов.

Вместе с тем инвестиционная активность распределяется по территории Ростовской области избирательно, в зависимости от концентрации покупательского спроса и потенциальной активности населения и состояния транспортно-логистической инфраструктуры (приложение N 1).

Ускоренное развитие инфраструктуры потребительского рынка отмечается в городских округах и муниципальных районах, входящих в Ростовскую и Шахтинскую агломерации. Самые высокие темпы прироста торговых площадей в 2011 году к уровню 2006 года отмечались в городах: Ростове-на-Дону (в 2 раза), Азове (в 1,3 раза), Батайске (в 1,8 раза), Таганроге (в 2,1 раза), Новочеркасске (в 1,6 раза), Шахты (в 1,7 раза) и муниципальных районах: Аксайском (в 18,3 раза), Кагальницком (в 1,6 раза), Мясниковском (в 1,3 раза), Октябрьском (в 1,3 раза). Наличие торговых площадей по городским округам и муниципальным образованиям Ростовской области в 2011 году в процентах к 2006 году отражено в приложении N 1.

В настоящее время на потребительском рынке Ростовской области активно функционируют не только крупнейшие международные сетевые компании ("Auchan", "IKEA", "METRO Cash & Carry", "Леруа Мерлен", "Медиа Маркт", "Касторама"), но и сетевые ритейлеры федерального уровня (X5 Retail Group, ЗАО "Тандер", ООО "О'Кей", ООО "Лента", ООО "Реал, - Гипермаркет", "М. Видео", ООО "Эльдорадо", ООО "Радеж", ТД "Центробувь"). Лучших результатов в рейтинге розничных сетей по наращиванию оборотов розничной торговли и развитию сети магазинов достигли X5 Retail Group и ЗАО "Тандер".

Достойную конкуренцию вышеперечисленным игрокам потребительского рынка представляют региональные сети, лидирующие позиции из которых занимают ООО "Ассорти-Трейдинг", ООО "Апекс плюс", ООО "Солнечный круг", ООО "Артемида-Дон".

Однако иностранные и федеральные торговые сети играют на потребительском рынке более заметную роль, чем региональные сетевые ритейлеры, что обусловлено отработанными технологиями ведения бизнеса, возможностью обеспечения возрастающих потоков инвестиций в расширение сети и в известные бренды.

В 2010 году в рейтинге субъектов Российской Федерации по доле торговых сетей в обороте розничной торговли региона Ростовская область занимала 25-е ранговое место (17,6 процента), опередив Краснодарский край (12,8 процента), и Астраханскую область (12,8 процента) которые поделили 45-е и 46-е место. Из регионов Южного федерального округа самый высокий удельный вес имеет Волгоградская область (22,4 процента), и занимает 12-е ранговое место.

В 2011 году доля торговых сетей в обороте розничной торговли Ростовской области составила 18,4 процента (по России - 18,5 процента). При этом доля оборота розничных торговых сетей по продаже пищевых продуктов (включая напитки и табачные изделия) к общему обороту розничной торговли этими товарами в целом по Ростовской области составила 22,1 процента. Доля оборота розничных торговых сетей непродовольственными товарами к общему обороту розничной торговли непродовольственными товарами по Ростовской области составила 14,7 процента.

Конкурентные преимущества сетевой торговли перед магазинами традиционных методов обслуживания - возможность осуществления высокотехнологичной логистики, эффективной ассортиментной политики в более комфортных условиях обслуживания покупателей, обусловливают значительное превышение показателей эффективности деятельности (товарооборачиваемость, оборот на 1 кв. метр площади, сумма выручки на 1 кассовый чек), а также масштабное развитие сети предприятий по территории Ростовской области.

В настоящее время ведется строительство гипермаркета "Магнит" на территории г. Ростова-на-Дону, центра мелкооптовой торговли компании SELGROS Cash & Carry на территории Мясниковского района. Планируется открытие в 2012 году 5 супермаркетов АПХ "Мираторг" в городах Ростовской области: Ростове, Батайске, Таганроге, Новочеркасске, Шахты, Каменске-Шахтинском - и в 2013 году - 30 супермаркетов с торговой площадью 400-1200 кв. метров в городских округах и муниципальных районах области. Кроме того, осуществляется подбор участков для строительства центра мелкооптовой торговли компании "METRO Cash & Carry" и гипермаркета "Лента". В перспективе будет продолжаться тенденция переориентации размещения сетевых малых форматов в малые города и муниципальные районы Ростовской области.

Неизменно важным в последние годы в торговле остается значение субъектов малого предпринимательства, которые обеспечивают 51,4 процента оборота розничной торговли Ростовской области, стабильно растет доля малых предприятий (24,1 процента в 2011 году против 22,9 в 2010 году), которые активно инвестируют в открытие новых магазинов и расширяют сферу деятельности. Малый бизнес в торговле является мощным фактором стабилизации ситуации на рынке труда Ростовской области и повышения благосостояния населения.