Направление анализа | Ключевые негативные факторы |
Внешняя макросреда | Низкая плотность населения |
Среда влияния | Повышение уровня автомобилизации с сохранением отрицательной динамики спроса на пригородные пассажирские перевозки общественным транспортом; |
Внутренняя среда | Низкая инвестиционная привлекательность пригородных перевозок |
В Орловской области в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста количества автомобильной техники.
Проблемы пассажирских перевозок можно объединить в следующие группы:
а) убыточность пассажирских перевозок на маршрутах с малым пассажиропотоком;
б) значительный износ автобусного парка в автотранспортных организациях;
в) недофинансирование межтарифной разницы при пассажирских перевозках;
г) усиление кризисных явлений в банковском секторе, включая увеличение процентной ставки за пользование кредитами;
д) большие расходы автотранспортных организаций на горюче-смазочные материалы;
е) отсутствие с 2010 года федерального финансирования на обеспечение равной доступности провоза льготных категорий граждан по единым социальным проездным билетам, меры социальной поддержки которых относятся к ведению Российской Федерации;
ж) отсутствие государственного заказа на пригородных нерентабельных автобусных маршрутах с низким пассажиропотоком с 2010 года;
з) значительный рост тарифов и цен на поставку энергоресурсов, сырья и материалов;
и) увеличение дефицита кадров в транспортной отрасли.
Проблемы поселений и муниципальных районов в сфере развития транспортных систем сводятся в основном к следующим причинам:
отсутствие достаточного количества собственных финансовых средств в бюджетах поселений и муниципальных районов;
низкий спрос на услуги транспорта;
низкий пассажиропоток, тариф на перевозки и, как следствие, малая привлекательность для субъектов предпринимательства при осуществлении пассажирских перевозок.
В качестве рекомендаций органам местного самоуправления муниципальных образований по созданию условий для развития пассажирского транспорта предлагается:
запланировать в бюджетах муниципальных образований средства на финансирование перевозчикам межтарифной разницы при пассажирских перевозках на внутримуниципальных маршрутах, а также обеспечить ежемесячное финансирование в соответствии с заключенными договорами;
обеспечить проведение с периодичностью не реже одного раза в квартал мониторинга пассажиропотока и оптимизации внутримуниципальной маршрутной сети с целью увеличения спроса и привлекательности пассажирского транспорта.
Для минимизации рисков планируется использовать систему управления рисками, которая будет включать в себя:
сохранение маршрутной транспортной сети области и обслуживающих ее перевозчиков;
создание необходимых условий перевозчикам для развития пассажирского транспорта в Орловской области;
выявление наиболее критичных объектов транспортной инфраструктуры и причин снижения качества транспортного обслуживания;
определение и оценку рисков;
определение эффективности применения системы управления рисками.