Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА ДО 2020 ГОДА


4.2.2. Поддержка и развитие предпринимательства

Целью развития малого и среднего бизнеса является увеличение эффективности реализации конкурентных преимуществ города, оно должно стать основой для формирования среднего класса.

1. Необходимо поддерживать темпы развития предпринимательства в сфере реального производства - в обрабатывающих производствах, строительстве, транспорте, связи и в сфере услуг, в том числе туризма и отдыха. На данный момент оборот малых предприятий данных отраслей составляет 12% в общем объеме оборота малых предприятий города при 40% занятых от общей численности работающих на малых предприятиях Челябинска.

2. Развивать опыт "Челябэнерго" по установлению льготных тарифов на подключение к электрическим сетям для предпринимателей.

3. Для предпринимателей, выпускающих конкурентоспособные, импортозамещающие товары и конкурентные продукты питания, продукты сферы услуг, оказывать поддержку в виде компенсации (субсидии) части затрат по продвижению продукции, услуг на выставках, ярмарках, а также в сети Интернет.

4. Продолжать начатую работу по предоставлению финансовой, информационно-консультационной и административно-организационной поддержки предпринимателям. Продолжать проведение городских конкурсов "Лучший молодежный предпринимательский проект в городе Челябинске", "Лидер бизнеса" и др. Данные конкурсы преследуют разнообразные цели, включая создание рабочих мест, рост налоговых поступлений, стимулирование инициативы и социальной активности молодых предпринимателей, повышение статуса предпринимательства в обществе, выявление наиболее приоритетных и перспективных направлений развития.

5. Определить направления содействия развитию системы подготовки и переподготовки кадров для сферы малого и среднего бизнеса. Необходимо для развития предпринимательства привлекать высококвалифицированные и опытные кадры, проживающие на территории города и территориях, входящих в Челябинскую агломерацию.

6. В рамках среднесрочной перспективы необходимо стремиться к параметрам занятости в малом и среднем бизнесе не менее 40% к 2015 году и не менее 55% к 2020 году.

7. Продолжать развивать систему доступа к кредитным ресурсам, в частности обсудить проблему кредитования начинающих предпринимателей, не имеющих стартового капитала. Продолжать работу по предоставлению субсидий части затрат предпринимателей по уплате процентов по кредитам кредитных организаций и лизинговых платежей по договорам лизинга.

8. Усилить контроль за арендой нежилых помещений. Продолжить работу по предоставлению преимущественного права аренды объектов муниципальной собственности предпринимателям.

9. Пересмотреть систему регистрации вновь открываемых предприятий малого бизнеса и упразднить необоснованные звенья, которые не учитывают специфику предприятий. Создать единую мобильную городскую систему регистрации фирм по принципу "одно окно", которая позволит вовремя отслеживать создание фирм, ликвидацию, изменения профиля, распределение по территории и т.п., вовлекая в данный процесс самих предпринимателей.

10. Обеспечить создание качественной системы обоснованных проверок (не чаще одного раза в три года) и устранить в соответствии с изменениями законодательства многократность ведомственных проверок сферы малого и среднего бизнеса. Внедрить систему мониторинга привлекательности фирм со стороны потребителей и производить рейтинговую оценку предпринимательства.

11. Для большей устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса налаживать и поддерживать диверсификацию деятельности. Следует содействовать продвижению, в том числе Интернет-продвижению, услуг и товаров фирм, обеспечивающих развитие привлекательности территории и отражающих самобытность территории; содействовать развитию следующих направлений деятельности предпринимателей: обрабатывающих производств, строительства, сферы услуг.

12. Необходимо создать условия для формирования и развития устойчивости фирм, повышения конкурентоспособности бизнеса. Наибольшее внимание следует уделить:

- созданию и актуализации баз данных (реестров) инновационных проектов, свободных площадей промышленных предприятий и муниципальных помещений (для возможной сдачи в аренду субъектам малого и среднего бизнеса), продукции, производимой субъектами малого и среднего бизнеса;

- финансовой поддержке предпринимателей;

- проведению аналитических исследований по проблемам малого и среднего предпринимательства (мониторинга) в городе Челябинске;

- вовлечению молодежи в предпринимательскую среду, поддержке молодежных инициатив;

- поддержке инновационных предприятий;

- организации взаимодействия организаций, составляющих инфраструктуру поддержки предпринимательства.

13. Стимулировать развитие инновационных направлений, особенно использующих технологический и научный потенциал территории, новейшие разработки. Продолжение развития идеи технопарков, наукоградов и создания научных лабораторий по разработке высокотехнологических продуктов. Открыть городскую Интернет-биржу для инновационных технологий в малом и среднем бизнесе.

14. Создать реально работающую связку профессионального образования и бизнеса не только с точки зрения подготовки рабочих кадров, но и с позиции создания квалифицированных кадров, обеспечивающих научные разработки инновационных направлений и бизнес-проектов. Необходимо стимулировать предпринимателей, работающих на рынке высокотехнологичных программ и проектов. Привлекать для развития бизнеса местных разработчиков и образовательные учреждения, в том числе ведущие вузы.

15. Для повышения конкурентоспособности предпринимательских фирм необходимо помочь внедрять систему стандартизации и сертификации выпускаемой продукции и услуг.

16. Конкурентоспособность территории необходимо повышать также за счет модернизации социальной инфраструктуры, в которую включают объекты образования и здравоохранения, жилищный сектор, что обеспечит значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения. Определенные государством направления развития экономики и социальной сферы, а также реализация четырех национальных проектов создают благоприятную почву для развития сферы услуг и производства. Сфера образования может обеспечить качественную подготовку и переподготовку кадров для сферы предпринимательства, обеспечить повышение квалификации уже занятых в данной сфере. Сфера здравоохранения нуждается в предоставлении альтернативных конкурентоспособных способов улучшения качества здоровья и своевременной помощи. Жилищный сектор уже начал освоение новых форм взаимодействия через управляющие компании.

17. Создание многофункциональной модели развития города, которая позволит ему занять лидирующие позиции в рамках УрФО, успешно реализовать потенциал в рамках мирового разделения труда.

Все эти меры должны быть направлены на создание благоприятных условий развития предпринимательского сектора и формирование привлекательности территории с точки зрения инвестиций. Необходимо уходить от образа города-завода, создавать образ инновационной территории - нового мирового города-мегаполиса, который способен развиваться в соответствии с современными трендами в экономике, технологиях, информационном обеспечении, услугах и т.д., что обеспечит населению качественный образ жизни.