Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА ДО 2020 ГОДА


Челябинск - город с проблемной экологией

Челябинск - крупный город с развитой промышленностью и проблемной экологией. Металлургия традиционно остается самой загрязняющей окружающую среду отраслью экономики.

Увеличение производства продукции ведущих предприятий и несовершенство оборудования приводят к увеличению выбросов загрязняющих веществ.

Часть городской территории занимают шлакоотвалы, которые также негативно влияют на экологию города.

Воздушное пространство Челябинска загрязняют не только промышленные предприятия, но и более 300 тысяч автомобилей. По прогнозу их число в ближайшее десятилетие может удвоиться.

Еще одна острая проблема мегаполиса - единственный источник воды - Шершневское водохранилище. В случае чрезвычайной ситуации миллионный город может остаться без воды.

Эта ситуация требует ввода в действие резервных источников водоснабжения - за счет подземных вод Сухарыжского месторождения или подачи воды из реки Уфа.

При этом незамедлительного решения требуют следующие проблемы:

- необходимость закрытия действующей городской свалки, рекультивации, занятой свалкой территории, создание полигона для захоронения твердых бытовых отходов, соответствующего требованиям законодательства, мусороперерабатывающего комплекса и мусоросжигательного завода в целях уменьшения объема размещаемых на свалке отходов;

- необходимость увеличения обеспеченности зелеными насаждениями городских территорий особенно во вновь застраиваемых микрорайонах Курчатовского, Ленинского, Калининского, Советского и Тракторозаводского районов города;

- увеличение бактериального загрязнения реки Миасс и ее притоков выше водозабора и ухудшение состояния Шершневского водохранилища;

- загруженность автотранспортом городских дорог, регулярное образование заторов в час пик на центральных магистралях, увеличение доли выбросов от автотранспорта в атмосферный воздух, недостаточность мест для парковки автомобилей, низкая эффективность мероприятий по решению проблемы хранения автотранспорта;

- отсутствие у многих организаций города, являющихся источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, утвержденных в установленном порядке проектов санитарно-защитных зон; проживание части населения города на территории санитарно-защитных зон промпредприятий;

- необходимость корректировки нормативной правовой базы (в части предоставления права органам местного самоуправления полномочий в сфере экологического контроля, расширения перечня должностных лиц, правомочных привлекать к административной ответственности за нарушение муниципальных правовых актов в сфере благоустройства и природопользования; изменения подхода в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и др. норм).

Муниципальной власти переданы отдельные государственные полномочия, в части контроля за соблюдением в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; обращения в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; предъявления исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, посредством которых она имеет возможность влиять на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Кроме того, при рассмотрении инвестиционных проектов необходимо отбирать только экологически чистые, высокотехнологичные, безотходные технологии.

В перспективе целесообразно создание предприятий и рабочих мест по производству оборудования для очистки окружающей среды: а) для нужд региона, б) для нужд других регионов России и в) для экспорта в другие экологически неблагополучные регионы мира.

А также внедрять мероприятия по охране окружающей среды, включающие в себя: совершенствование нормативного правового и методического обеспечения охраны окружающей среды; охрану водного бассейна и очистку сточных вод; совершенствование системы управления обращением с отходами производства и потребления; развитие природного комплекса, охрану и содержание зеленых насаждений, создание и функционирование особо охраняемых природных территорий; экологическое образование и просвещение населения, пропаганду охраны окружающей среды; информирование населения и органов местного самоуправления о состоянии окружающей среды; организацию и проведение контроля в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования; мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организацию работы с безнадзорными животными для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Челябинска.

Решение экологических проблем дает возможность рассчитывать на значительный прирост рабочей силы (населения, желающего жить) и инвестиций в сферу высоких технологий (экологически ориентированные технологии уже сами несут множество инноваций и готовят специалистов для освоения инновационных технологий).