Состав безвозмездных перечислений в бюджет Челябинска
2005 год, млн. руб. | Удельный вес, в % | 2006 год, млн. руб. | Удельный вес, в % | 2007 год, млн. руб. | Удельный вес, в % | |
Безвозмездные поступления | 4248 | 100 | 4944,2 | 100 | 8822 | 100 |
в том числе: | ||||||
дотации от других бюджетов бюджетной системы РФ | 492,5 | 11,6 | 113,7 | 2,3 | 508,4 | 5,7 |
субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ | 1564 | 36,8 | 2317 | 46,9 | 3192 | 36,2 |
в том числе субвенции бюджетам городских округов на оплату жилищно- коммунальных услуг отдельным категориям граждан | 65,1 | 1,3 | ||||
субвенции бюджетам городских округов на осуществление расходов бюджетов по выплате ежемесячного пособия на ребенка | 112,8 | 2,3 | 133,1 | 1,5 | ||
субвенции бюджетам городских округов на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла | 405,1 | 8,2 | ||||
субвенции бюджетам городских округов на выполнение передаваемых полномочий субъектов РФ | 499,9 | 5,6 | ||||
субсидии от других бюджетов бюджетной системы РФ | 2184 | 51,4 | 2142,1 | 49,2 | 4974 | 56,4 |
в том числе субсидии бюджетам городских округов на строительство и модернизацию дорог общего пользования | 563,7 | 11,4 | 1416 | 16,0 | ||
субсидии бюджетам городских округов на непрограммные инвестиции в основные фонды | 1158 | 13,1 | ||||
прочие безвозмездные перечисления | 8 | 0,2 | 80,2 | 1,6 | 145,7 | 1,6 |
Поступления из вышестоящих бюджетов направляются в основном на исполнение государственных полномочий (обеспечение государственных гарантий в сфере образования, на социальное обслуживание населения, на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, на выплату ежемесячных пособий на детей). Достаточно высокую долю безвозмездных перечислений составляют субсидии инвестиционного характера.
В настоящее время в Челябинской области принят новый Закон "О межбюджетных отношениях в Челябинской области". Изменения обусловлены окончанием переходного периода по реализации положений Бюджетного кодекса в части разграничения доходов, а также порядка определения и распределения финансовой помощи.
Существенные изменения внесены в методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Учитывая, что налог на прибыль организаций не в полной мере отвечает таким принципам закрепления налоговых доходов за местными бюджетами, как равномерность распределения налоговой базы (более 80% налоговой базы сосредоточено в двух муниципальных образованиях), возможность органов местного самоуправления существенным образом влиять на базу налогообложения (органы местного самоуправления не имеют реальных рычагов воздействия на финансово-хозяйственную деятельность промышленных предприятий - основных плательщиков налога на прибыль), он заменен другими налоговыми доходами, отвечающим указанным принципам в большей степени.
Взамен налога на прибыль организаций муниципалитетам переданы на постоянной основе в виде единых нормативов отчислений следующие доходные источники: транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых и единый сельскохозяйственный налог. Одновременно с этим за местными бюджетами сохраняются отчисления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и отчисления от налога на игорный бизнес.