Недействующий

О ПРИНЯТИИ КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА ДО 2020 ГОДА

VI. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ

Основная цель формирования экологической культуры - объединение усилий всех городских структур, профессиональных и общественных объединений, граждан в целях формирования экологически ответственного мировоззрения горожан всех возрастов. Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

- повышение действенности экологического просвещения, а также дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования;

- организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- непрерывная и целеустремленная работа на всех уровнях и структурах исполнительной и законодательной власти по выработке экономического механизма и нормативной правовой базы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- распространение среди всех слоев населения экологических знаний;

- привлечение средств массовой информации к консолидации жителей вокруг проблемы сохранения и улучшения окружающей среды.

Формирование экологической культуры должно содействовать улучшению условий проживания нынешнего и будущего поколений благодаря бережному отношению к окружающей среде; спокойствию, уверенности в улучшении состояния здоровья детей вследствие уменьшения уровня техногенного воздействия на городскую среду; консолидации усилий жителей для решения проблем улучшения и сохранения окружающей среды; формированию активной позиции работников предприятий, оказывающих воздействие на окружающую среду, в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; экономии природных ресурсов, их рациональному использованию.

Экологическая культура должна формироваться на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования: в дошкольных образовательных учреждениях, школе, учреждениях дополнительного образования детей, средних специальных и высших учебных заведениях, центрах профессионального обучения и повышения квалификации, а также трудовых коллективах, общественных организациях и по месту жительства.

Важным социальным институтом, закладывающим основы экологической культуры человека, является семья. Большую роль в формировании экологической культуры играют традиционные российские религиозные конфессии, органы территориального общественного самоуправления, а также средства массовой информации и реклама.

В целях формирования экологической культуры населения осуществляется экологическое просвещение посредством распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование жителей о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями, средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.

Экологическое воспитание начинается с детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка, его моральное сознание (понимание добра и зла, хорошего и плохого). При этом важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы, искусства и телевидения и практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией.

Основные направления формирования экологической культуры не могут быть эффективно реализованы, если природоохранные принципы не будут внедрены в сознание общества путем массового воспитания и пропаганды охраны окружающей среды.

Решение задач по экологическому просвещению сопряжено с необходимостью контроля и координации этой деятельности органами местного самоуправления. В качестве основных приоритетов этой работы могут быть названы:

- вовлечение органов местного самоуправления, предпринимателей, общественных объединений, профсоюзов, средств массовой информации, образовательных учреждений и учреждений культуры в организацию и проведение общегородских экологических мероприятий;

- информирование населения о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране и обеспечению экологической безопасности;

- привлечение к экологической проблематике учреждений культуры, музеев, библиотек, природоохранных учреждений, организаций спорта и туризма, других учреждений;

- формирование экологически ориентированного общественного мнения.

Экологическое образование направлено на формирование системы практических знаний и умений, ценностных ориентаций в сфере природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Условия для повышения результативности экологического просвещения населения и образования подрастающего поколения, а именно:

- наличие квалифицированных кадров;

- обязательное включение в содержание общеобразовательных курсов предметных областей вопросов экологического образования;

- включение курсов экологического профиля в учебные дисциплины соответствующих специальностей в рамках профессионального образования;

- проведение экологической олимпиады и других конкурсов по экологии;

- проведение практических природоохранных акций с привлечением различных слоев населения.

Приоритетными являются следующие взаимосвязанные блоки проблем:

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования;

- подготовка и распространение средств наглядной агитации и информационной поддержки экологического образования и просвещения в учреждениях общего, среднего, дополнительного и высшего образования и среди населения;

- распространение в учебных и социальных заведениях экологической литературы и выпуск городского периодического экологического издания для населения;