Несовершенство действующего экологического законодательства является одним из факторов, оказывающих влияние на экологию нашего промышленного города.
Сегодня в федеральное экологическое законодательство внесены изменения, ослабляющие требования охраны окружающей среды или расширяющие возможности бесконтрольного природопользования. Например, плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства для собственника данных отходов включает только плату за отходы, размещенные в течение года, а не за весь объем накопленных отходов. Это приводит к тому, что собственник отходов производства не заинтересован в их переработке, и отходы хранятся годами, нанося реальный и значимый ущерб окружающей среде. Существенно снижена эффективность экологического контроля в связи с фактическим упразднением муниципального экологического контроля и введением ограничений на государственный контроль Законом о защите прав потребителей.
Требует законодательного решения проблема утилизации упаковочных материалов, установление ответственности за использование не соответствующего стандартам автомобильного топлива и др. Необходимы правовые нормы, стимулирующие развитие бизнеса по переработке отходов. Кроме того, в городе необходимо разработать Комплексную транспортную схему, включающую проектирование объектов улично-дорожной сети (мостов, транспортных развязок в разных уровнях, подземных пешеходных переходов); Правила застройки и землепользования, правовые акты по реализации Федерального закона "Об энергосбережении..." и др.
В целях совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды необходимо:
Таблица 12
N п/п | Наименование мероприятия | Планируемый срок реализации мероприятия | Субъекты, участвующие в исполнении мероприятий | Ожидаемый результат |
1) | Разработка и принятие нормативных правовых актов РФ, изменяющих методику расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе по разделам "Отходы производства и потребления" и "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами", и устанавливающих взимание платы за выбросы вредных веществ в атмосферу по фактическим показаниям и платы за размещение отходов производства на полный объем накопленных отходов | В течение периода реализации Концепции | Администрация города (Управление экологии и природопользования), Челябинская городская Дума, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ | - побуждение промышленных предприятий - собственников отходов производства - к их переработке; - побуждение промышленных предприятий к сокращению выбросов вредных веществ |
2) | Разработка правовой базы по установлению платы за негативное воздействие на окружающую среду производителей товаров в упаковочных материалах (установление платы за утилизацию упаковки) | В течение периода реализации Концепции | Администрация города (Управление экологии и природопользования), Челябинская городская Дума, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ | - установление механизма финансирования работ по утилизации (захоронению) отходов |
3) | Разработка и принятие нормативных правовых актов РФ, определяющих: - требования к качеству топлива; - ответственность за использование не соответствующего стандартам топлива; - методы стимулирования к применению качественного топлива и др. | В течение периода реализации Концепции | Администрация города (Управление транспорта), Челябинская городская Дума, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ | - улучшение качества топливных ресурсов; - установление ответственности за некачественно производимое топливо; - сохранение оборудования автотранспорта |
4) | Разработка правовой базы по изменению подхода к определению вины при совершении правонарушений в области охраны окружающей среды | В течение периода реализации Концепции | Администрация города (Управление экологии и природопользования), Челябинская городская Дума, Государственная Дума Федерального Собрания РФ | - побуждение нарушителей доказывать свою невиновность при совершении экологического правонарушения |
5) | Разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих запрет на въезд в город автомобилей с превышением технических нормативов выбросов | В течение периода реализации Концепции | Органы местного самоуправления | - снижение выбросов от автотранспорта в черте города; - побуждение водителей следить за техническим состоянием транспортного средства |
6) | Разработка и утверждение Комплексной транспортной схемы города Челябинска | До 2012 года | Администрация города (Управление дорожного хозяйства, Главное управление архитектуры и градостроительства) | - планирование схемы движения по городским территориям; - корректировка существующей улично-дорожной сети для приведения ее в соответствие с существующими на сегодня потребностями |
7) | Разработка порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора | 2011 год | Администрация города (Управление экологии и природопользования, Управление ЖКХ), средства массовой информации | - предотвращение негативного влияния размещенных отработанных ртутьсодержащих ламп на окружающую среду города Челябинска |
8) | Принятие городских и отраслевых целевых программ по оздоровлению окружающей среды города и озеленению территории города | 2011 - 2013 и поэтапно до 2020 года | Администрация города (Управление экологии и природопользования, Управление дорожного хозяйства) | - улучшение экологической ситуации в городе; - увеличение и улучшение зеленого фонда города |
9) | Разработка и утверждение Правил застройки и землепользования города Челябинска | В течение периода реализации Концепции | Рабочая группа при Администрации города, Челябинская городская Дума | - регулирование и упорядочение градостроительной деятельности в городе в целях создания благоприятных условий проживания граждан |
10) | Разработка положения "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в городе Челябинске" | В течение периода реализации Концепции | Администрация города (Управление экологии и природопользования, Управление по делам образования) | - формирование экологической культуры населения |
11) | Разработка целевой программы "Формирование и развитие экологической культуры в Челябинске в 2010 - 2015 годы и в перспективе до 2020 года" | В течение периода реализации Концепции | Администрация города (Управление экологии и природопользования, Управление по делам образования, Управление по взаимодействию с общественными объединениями) | - формирование и стимулирование экологической культуры населения |
12) | Разработка муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для жилищного сектора: переход к приборному учету всех видов потребляемых ресурсов (как индивидуального потребления, так и потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды) | 2010 год | Администрация города (Управление ЖКХ), обслуживающие дома и ресурсоснабжающие организации | - планирование мероприятий по оснащению приборами учета жилищного фонда, муниципальных предприятий и учреждений, замене энергоемкого оборудования и др.; - определение объемов финансирования мероприятий по установке приборов учета |
13) | Разработка муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для предприятий и учреждений бюджетной сферы с заменой энергоемкого оборудования на экономичное и современное | 2010 год | Администрация города, муниципальные предприятия и учреждения |