Общая протяженность сети автомобильных дорог на территории города Челябинска составляет 1055,0 км, в том числе с усовершенствованным покрытием, рассчитанным на движение современных транспортных средств, число которых составляет 338 тыс. единиц.
Развитие транспортной системы города Челябинска за последние два с половиной десятка лет осуществлялось на основе Комплексной транспортной схемы, разработанной в 1976 году на базе Генерального плана развития города. В соответствии с Генеральным планом города Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 30.12.2003 N 32/3, протяженность магистральной сети города должна быть на перспективу - 440,0 км и площадью покрытия 10,1 млн. кв. м. Увеличение мощности магистральной сети города должно быть достигнуто в основном за счет нового строительства и реконструкции магистралей города.
С учетом изменений социально-экономической обстановки и уровня автомобилизации необходимо провести корректировку Комплексной транспортной схемы, в том числе ее основного раздела "Улично-дорожная сеть".
Перед органами местного самоуправления стоит задача по совершенствованию и развитию сети автомобильных дорог города в соответствии с потребностями экономики, стабилизацией социально-экономической ситуации, удовлетворением спроса в автомобильных перевозках и ростом благосостояния населения города.
Необходимо обеспечить соответствие параметров улично-дорожной сети потребностям дорожного движения и транспортного обслуживания населения, предприятий, учреждений и организаций города. В связи с этим возникает необходимость разработки системы поэтапного формирования магистральной сети города с доведением ее характеристик до нормативных с учетом ресурсных возможностей.
Настоящая Программа ориентирована на выполнение программы развития сети транзитных магистралей и магистральных улиц города Челябинска на 2001 - 2020 годы и разработана на ее основе с учетом детализации и выбранных приоритетных направлений.
Анализ существующего состояния улично-дорожной сети города показывает, что в настоящее время в силу объективных причин сформировался ряд проблем, требующих решения.
Транспортная ситуация в городе с каждым годом усложняется. Темпы роста численности автотранспорта опережают темпы развития улично-дорожной сети города. Кроме того, в Челябинск ежедневно, минуя центральную часть города, въезжают до 35 тысяч единиц иногороднего транспорта.
Существующая линейная плотность магистральной сети в селитебной зоне составляет 1,26 км/кв. км. Минимально необходимая плотность для организации движения массового пассажирского транспорта в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89* должна составлять 1,5 - 2,5 км/кв. км, а для организации движения автомобильного транспорта центральной части города показатель линейной плотности магистралей должен быть увеличен до величины 4,5 км/кв. км путем строительства новых и реконструкции существующих магистралей.
Малое количество магистралей в городе и отсутствие дублирующих магистралей привело к чрезмерной концентрации потоков на ограниченном участке общегородских магистралей в центральной части города - Свердловский проспект, проспект Ленина, ул. Воровского, проспект Победы. На этих магистралях наблюдается заметное снижение скорости движения, частое возникновение "пробок", ухудшение общего экологического состояния города. Такие параметры линейной плотности магистральных дорог, скоростного режима подтверждают необходимость реконструктивных мероприятий на отдельных магистралях и пересечениях, а также обязательное наращивание протяженности сети за счет нового строительства дорог.
Существующая ситуация, определенная ростом количества автомобильного транспорта, превышающим темпы роста дорожного строительства, требует дальнейшего совершенствования транспортной схемы города.
С каждым годом повышаются требования комфортного проживания населения в городе, безопасности движения транспорта, что предполагает качественную работу по содержанию объектов благоустройства города. В то же время финансирование вышеуказанных работ осуществлялось по остаточному принципу.