Действующий

Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения в Забайкальском крае на период до 2030 года (с изменениями на 22 октября 2024 года)



2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ООПТ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ


6. Система ООПТ в Забайкальском крае направлена на обеспечение условий устойчивого развития, экологической безопасности и сохранения природного достояния края.


7. Природно-заповедный фонд ООПТ в Забайкальском крае включает 96 ООПТ разных категорий, что составляет 7,44% от общей площади края. ООПТ регионального значения занимают около 4,34% территории края.


(п. 7 в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 22.10.2024 N 534)


8. На территории Забайкальского края расположены два государственных природных заповедника (государственный природный биосферный заповедник "Даурский" и Сохондинский государственный природный биосферный заповедник); 2 национальных парка ("Алханай" и "Чикой"); 2 государственных природных заказника федерального значения ("Цасучейский бор" и "Долина дзерена"); 19 государственных природных заказников регионального значения (6 из которых являются ландшафтными, 10 - биологическими (зоологическими), 3 - комплексными); 2 природных парка ("Арей" и "Ивано-Арахлейский") и 65 памятников природы, в том числе 1 федерального значения - "Ледники Кодара"; 3 учебно-научных стационара ("Менза", "Кулинда" и "Титовская сопка").


(п. 8 в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 22.10.2024 N 534)


9. Функциональную основу системы ООПТ в Забайкальском крае составляют государственные природные заповедники и национальные парки с наиболее жестким режимом охраны эталонных участков наземных и водных экосистем.


10. По площади большую часть земель под ООПТ в Забайкальском крае занимают заказники. По количеству преобладают ООПТ категории "памятники природы" как уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного происхождения.


11. В настоящее время сложившаяся в Забайкальском крае структура охраняемых территорий не является оптимальной для того, чтобы сохранить и восстановить все уникальное разнообразие видов, популяций, сообществ и экосистем.


12. По соотношению долей ООПТ в общей площади субъектов Дальневосточного федерального округа Забайкальский край занимает лишь восьмое место, уступая Республике Саха (Якутия) (37,85%), Камчатскому краю (19,01%), Приморскому краю (17,017%), Хабаровскому краю (11,36%), Амурской области (11,07%), Сахалинской области (10,06%), Еврейской автономной области (11,66%), Республике Бурятия (8,96%), Чукотскому автономному округу (7,45%).


(п. 12 в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 22.10.2024 N 534)


13. ООПТ в Забайкальском крае охватывают на сегодняшний день не все типы ландшафтов и известные ценные природные системы и объекты, не образуют единую функционально связанную сеть.


14. В таких районах, как Тунгиро-Олёкминский, Чернышевский, Нерчинский, Шилкинский, Тунгокоченский, Нерчинско-Заводский, Калганский, ООПТ вообще отсутствуют. В основном ООПТ сосредоточены в центральных, южных, западных районах Забайкальского края, на севере Забайкалья присутствуют только памятники природы. В силу этого существующая сеть ООПТ в Забайкальском крае не представляет целостной системы, которая позволяла бы эффективно решать возлагаемые на нее природоохранные задачи.


15. Для Забайкальского края, учитывая его пограничный статус, система ООПТ должна также предусматривать ее развитие как части трансграничной системы охраняемых природных территорий.


16. Анализ имеющихся материалов по памятникам природы и выборочное их обследование за последние годы показали, что отдельные памятники природы по разным причинам не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним законодательством Российской Федерации. В связи с этим необходимо проведение комплексных обследований всех памятников природы, их инвентаризации с целью установления соответствия их современного состояния целевому предназначению и требованиям законодательства. Необходимо уточнить современное состояние памятников, границы, собственников, владельцев и пользователей земель, на территории которых находятся памятники природы, оформить в установленном порядке документацию на эти объекты, включая охранные обязательства.