3.1. Методы и средства
Программная деятельность существенно отличается от повседневного функционирования образовательных учреждений и органов управления ими. Она направлена на изменение установившегося порядка, ориентирована на развитие образовательной сферы.
Областная программа в соответствии со стратегией ее реализации предусматривает использование двух видов программной деятельности: программных мероприятий и целевых проектов.
Программные мероприятия разрабатываются и проводятся в жизнь в рамках существующих и вновь создаваемых органов власти и управления, самих учреждений образования. Методы их реализации - устоявшиеся способы управления: нормативные акты, организационные решения, подбор, расстановка и переподготовка кадров. Ресурсы для них изыскиваются за счет структурной политики, т. е. за счет маневра имеющимися финансовыми и иными средствами.
Целевые проекты ориентированы на достижение более глубоких изменений принципиального характера. Они включают в себя исследовательскую стадию проведения экспериментов (моделирования социально-педагогических ситуаций, стадию выбора и проведение в жизнь наиболее важных организационно-экономических, правовых, методических и педагогических решений).
Программные мероприятия и целевые проекты реализуются в тесной, взаимной связи и приводятся в обобщенном виде. Предусмотрена периодическая корректировка. Основанием для внесения корректив служит ежегодная оценка хода выполнения программы.
3.2. Программные мероприятия
┌═════════┬════════════════════┬══════════┬═══════════════┬══════‰
│N │Наименование │Сфера │Исполнители │Сроки │
│п/п │мероприятия │действия │ │ │
├═════════┼════════════════════┼══════════┼═══════════════┼══════┤
│3.2.1. │Антикризисные, │ │ │ │
│ │стабилизационные │ │ │ │
│ │меры │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3.2.1.1. │Создание и │учреждения│прокуратура, │1994 -│
│ │обеспечение │образова- │отдел │1995 │
│ │функционирования │ния всех │юстиции, │ │
│ │системы контроля │типов, │управление │ │
│ │за выполнением │органы │образования │ │
│ │Закона РФ "Об │управления│администрации │ │
│ │образовании" (закон,│ими │ │ │
│ │раздел I, ст. 1, │ │ │ │
│ │п. 1) │ │ │ │
│3.2.1.2. │Оздоровление │учреждения│финансовое │1994 -│
│ │финансового │образова- │управление │1995 │
│ │положения учреждений│ния всех │администрации, │ │
│ │образования. │типов, │управление │ │
│ │Разработка целевого │органы │образования │ │
│ │проекта о создании │управления│администрации │ │
│ │областного фонда │ими │ │ │
│ │стабилизации │ │ │ │
│ │образования (закон, │ │ │ │
│ │раздел III, ст. 37, │ │ │ │
│ │п. 5). │ │ │ │
│ │Содействие │ │финансовое │1994 -│
│ │привлечению │ │управление │1995 │
│ │внебюджетных │ │администрации, │ │
│ │источников │ │управление │ │
│ │финансирования сферы│ │образования │ │
│ │образования, включая│ │администрации, │ │
│ │предоставление и │ │областная │ │
│ │расширение льгот │ │налоговая │ │
│ │по налогообложению │ │инспекция │ │
│ │(закон, раздел IV, │ │ │ │
│ │ст. 40. п. 4) │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3.2.1.3. │Содействие │учреждения│управление │1994 -│
│ │усилению правовой │образова- │образования, │1995 │
│ │защиты учреждений │ния всех │отдел юстиции, │ │
│ │образования и их │форм │УВД, облсобес, │ │
│ │учащихся и │собствен- │управление │ │
│ │воспитанников. │ности │здравоохране- │ │
│ │Подготовка и │ │ния, комитет │ │
│ │внесение │ │по управлению │ │
│ │на рассмотрение │ │имуществом │ │
│ │правовых актов, │ │ │ │
│ │предотвращающих │ │ │ │
│ │несанкционированную │ │ │ │
│ │ликвидацию и │ │ │ │
│ │организацию │ │ │ │
│ │образовательных │ │ │ │
│ │учреждений, │ │ │ │
│ │изъятие их средств │ │ │ │
│ │и имущества, а также│ │ │ │
│ │организацию борьбы │ │ │ │
│ │с беспризорностью, │ │ │ │
│ │улучшение надзора │ │ │ │
│ │за содержанием │ │ │ │
│ │детей и подростков │ │ │ │
│ │в специальных │ │ │ │
│ │учебно - │ │ │ │
│ │воспитательных │ │ │ │
│ │учреждениях │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3.2.1.4. │Содействие │государст-│управление │1994 -│
│ │экономической │венные │образования, │1995 │
│ │защите учреждений │учреждения│финансовое │ │
│ │образования, │образова- │управление │ │
│ │включая приведение │ния │ │ │
│ │в соответствие │ │ │ │
│ │с законом нормативов│ │ │ │
│ │их финансирования и │ │ │ │
│ │индексации этих │ │ │ │
│ │нормативов (закон, │ │ │ │
│ │раздел IV, ст. 41) │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3.2.1.5. │Содействие │государст-│управление │1994 -│
│ │социальной защите │венные │образования, │1995 │
│ │работников и │учреждения│финансовое │ │
│ │контингента │образова- │управление, │ │
│ │образовательных │ния, │отдел юстиции, │ │
│ │учреждений, включая │их │управление │ │
│ │поддержание │работники,│социального │ │
│ │предусмотренного │учащиеся и│обеспечения │ │
│ │законом уровня │воспитан- │ │ │
│ │оплаты труда и │ники, │ │ │
│ │стипендиального │малообес- │ │ │
│ │обеспечения, а также│печенные │ │ │
│ │предоставление │слои │ │ │
│ │и индексацию │населения │ │ │
│ │пособий по уходу │ │ │ │
│ │за ребенком и │ │ │ │
│ │пособий │ │ │ │
│ │на образование │ │ │ │
│ │малоимущим семьям │ │ │ │
│ │(закон, раздел IV, │ │ │ │
│ │статьи 50, 51, 54, │ │ │ │
│ │раздел IV, статьи │ │ │ │
│ │40, п. 7, 8) │ │ │ │
│3.2.2. │Развитие основных │ │ │ │
│ │звеньев системы │ │ │ │
│ │образования │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3.2.2.1. │Определение и │дошкольные│управления │1994 -│
│ │осуществление │учреждения│образования, │2000 │
│ │комплекса социально-│ │здравоохране- │ │
│ │экономических, │ │ния, финансовое│ │
│ │психолого - │ │управление, │ │
│ │педагогических и │ │социального │ │
│ │медико-оздоровитель-│ │обеспечения │ │
│ │ных мероприятий │ │ │ │
│ │по усилению роли │ │ │ │
│ │дошкольного │ │ │ │
│ │воспитания │ │ │ │
│ │в физическом и │ │ │ │
│ │умственном развитии │ │ │ │
│ │детей. │ │ │ │
│ │Разработка │ │ │ │
│ │и осуществление │ │ │ │
│ │целевого проекта │ │ │ │
│ │создания системы │ │ │ │
│ │государственной │ │ │ │
│ │финансовой и │ │ │ │
│ │материальной │ │ │ │
│ │поддержки воспитания│ │ │ │
│ │в младенческом │ │ │ │
│ │возрасте (закон, │ │ │ │
│ │раздел II, статья │ │ │ │
│ │18, п. 2) │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3.2.2.2. │Переход от │учреждения│управление │1994 -│
│ │унифицированной │основного │образования │2000 │
│ │системы основных │и полного │администрации │ │
│ │образовательных │общего │ │ │
│ │учреждений │образова- │ │ │
│ │к многообразию их │ния │ │ │
│ │типов, отвечающих │ │ │ │
│ │интересам, │ │ │ │
│ │потребностям, │ │ │ │
│ │культурным традициям│ │ │ │
│ │различных │ │ │ │
│ │национальных, │ │ │ │
│ │территориальных и │ │ │ │
│ │социальных групп │ │ │ │
│ │населения. │ │ │ │
│ │Стимулирование │ │ │ │
│ │развития различных │ │ │ │
│ │форм образования: │ │ │ │
│ │гимназий, лицеев, │ │ │ │
│ │специализированных │ │ │ │
│ │школ и классов. │ │ │ │
│ │Поддержка │ │ │ │
│ │негосударственных │ │ │ │
│ │образовательных │ │ │ │
│ │учреждений этого │ │ │ │
│ │типа │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3.2.2.3. │Пересмотр │учреждения│управление │1994 -│
│ │сложившейся │начального│образования, │2000 │
│ │структуры, │профессио-│управление │ │
│ │профессионального │нального │экономики, │ │
│ │образования │образова- │областная │ │
│ │с учетом изменений │ния │служба │ │
│ │в народном │ │занятости │ │
│ │хозяйстве, │ │ │ │
│ │в профессионально - │ │ │ │
│ │квалификационном │ │ │ │
│ │составе на рынке │ │ │ │
│ │труда и перспектив │ │ │ │
│ │ее изменения. │ │ │ │
│ │Разработка и │ │ │ │
│ │установление │ │ │ │
│ │перечней профессий │ │ │ │
│ │и специальностей, │ │ │ │
│ │по которым ведутся │ │ │ │
│ │подготовка и │ │ │ │
│ │профессиональное │ │ │ │
│ │образование (закон, │ │ │ │
│ │раздел III, статья │ │ │ │
│ │28, п. 7). │ │ │ │
│ │Расширение │ │ │ │
│ │профессиональной │ │ │ │
│ │подготовки │ │ │ │
│ │в учреждениях общего│ │ │ │
│ │образования, а также│ │ │ │
│ │непосредственно │ │ │ │
│ │на производстве │ │ │ │
│3.2.2.4. │Реорганизация │учреждения│управление │1994 -│
│ │среднего │среднего │образования, │2000 │
│ │специального │специаль- │управление │ │
│ │образования. │ного │экономики, │ │
│ │Содействие поэтапной│образова- │управление │ │
│ │трансформации │ния │кадровой │ │
│ │средних учебных │ │политики │ │
│ │заведений в колледжи│ │администрации │ │
│ │ │ │ │ │
│3.2.2.5. │Обеспечение │высшие │управление │1994 -│
│ │приоритетного │учебные │образования, │2000 │
│ │развития высших │заведения │финансовое │ │
│ │учебных заведений │ │управление │ │
│ │в системе │ │ │ │
│ │профессионального │ │ │ │
│ │образования. │ │ │ │
│ │Укрепление их │ │ │ │
│ │автономии, │ │ │ │
│ │развитие │ │ │ │
│ │самоуправления, │ │ │ │
│ │создание условий │ │ │ │
│ │для реализации │ │ │ │
│ │основополагающих │ │ │ │
│ │академических │ │ │ │
│ │свобод - свободы │ │ │ │
│ │преподавания и │ │ │ │
│ │свободы │ │ │ │
│ │исследования. │ │ │ │
│ │Гуманизацию │ │ │ │
│ │естественнонаучного │ │ │ │
│ │и технического │ │ │ │
│ │образования. │ │ │ │
│ │Содействие развитию │ │ │ │
│ │фундаментальных и │ │ │ │
│ │поисковых │ │ │ │
│ │исследований │ │ │ │
│ │в высшей школе │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3.2.2.6. │Пересмотр │учреждения│управление │1994 -│
│ │концепции, │послевузо-│образования, │2000 │
│ │структуры, функций и│вского │комитет │ │
│ │организационно - │образова- │экономики, │ │
│ │методических основ │ния, ИППК │областной центр│ │
│ │послевузовского │ │занятости, │ │
│ │образования. Более │ │заинтересован- │ │
│ │творческое │ │ные │ │
│ │использование │ │предпринима- │ │
│ │специализированных │ │тельские круги │ │
│ │центров и │ │ │ │
│ │подразделений │ │ │ │
│ │послевузовского │ │ │ │
│ │образования │ │ │ │
│ │на решение задач, │ │ │ │
│ │связанных │ │ │ │
│ │с удовлетворением │ │ │ │
│ │потребностей рынка │ │ │ │
│ │труда - подготовкой │ │ │ │
│ │кадров для новых │ │ │ │
│ │профессий и │ │ │ │
│ │специальностей. │ │ │ │
│ │С целью интеграции │ │ │ │
│ │деятельности │ │ │ │
│ │педагогических │ │ │ │
│ │учебных заведений, │ │ │ │
│ │создания в регионе │ │ │ │
│ │оптимальной системы │ │ │ │
│ │непрерывного │ │ │ │
│ │педагогического │ │ │ │
│ │образования │ │ │ │
│ │на основе принципа │ │ │ │
│ │ступенчатости и │ │ │ │
│ │многоуровневости, │ │ │ │
│ │переподготовки и │ │ │ │
│ │повышения │ │ │ │
│ │квалификации │ │ │ │
│ │педагогических │ │ │ │
│ │кадров при │ │ │ │
│ │областном │ │ │ │
│ │управлении │ │ │ │
│ │образования создать │ │ │ │
│ │учебно-научно - │ │ │ │
│ │методический │ │ │ │
│ │комплекс │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3.2.2.7. │Укрепление учебно - │учреждения│управление │1994 -│
│ │методической и │образова- │образования, │2000 │
│ │информационной базы │ния и их │управление │ │
│ │образования: │персонал, │культуры, │ │
│ │- учебного │библиотеки│финансовое │ │
│ │книгоиздания; │и изда- │управление │ │
│ │- библиотек │тельства │ │ │
│ │учебных заведений; │ │ │ │
│ │- компьютерных баз │ │ │ │
│ │и сетей знаний; │ │ │ │
│ │- научных и │ │ │ │
│ │педагогических │ │ │ │
│ │коммуникаций │ │ │ │
│ │в стране и │ │ │ │
│ │за рубежом. Создание│ │ │ │
│ │единой системы │ │ │ │
│ │информации │ │ │ │
│ │в области │ │ │ │
│ │образования. │ │ │ │
│ │Разработка и │ │ │ │
│ │реализация целевых │ │ │ │
│ │проектов в этой │ │ │ │
│ │сфере (закон, раздел│ │ │ │
│ │II, ст. 15, раздел │ │ │ │
│ │III, ст. 28) │ │ │ │
│3.2.2.8. │Урегулирование │государст-│управление │1994 -│
│ │отношений │венные │образования, │2000 │
│ │собственности │учреждения│облгосимущес- │ │
│ │в системе │образова- │тво, финансовое│ │
│ │образования. │ния всех │управление, │ │
│ │Передача │типов, │комитет │ │
│ │государственным и │органы │экономики │ │
│ │муниципальным │управления│ │ │
│ │учреждениям │ │ │ │
│ │образования │ │ │ │
│ │в полное │ │ │ │
│ │хозяйственное │ │ │ │
│ │ведение занимаемых │ │ │ │
│ │ими зданий, │ │ │ │
│ │используемого │ │ │ │
│ │оборудования, │ │ │ │
│ │земельных участков и│ │ │ │
│ │другого имущества. │ │ │ │
│ │Укрепление и │ │ │ │
│ │дальнейшая │ │ │ │
│ │модернизация │ │ │ │
│ │народного │ │ │ │
│ │образования │ │ │ │
│3.2.3. │Целевые проекты │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3.2.3.1. │Проект "Дети Амура".│учреждения│управление │1994 -│
│ │Формирование │образова- │образования │2000 │
│ │нового содержания │ния всех │ │ │
│ │учебного процесса │типов │ │ │
│ │в основных │ │ │ │
│ │образовательных │ │ │ │
│ │учреждениях с учетом│ │ │ │
│ │их роли │ │ │ │
│ │в становлении │ │ │ │
│ │личности, ее │ │ │ │
│ │профессиональном и │ │ │ │
│ │гражданском │ │ │ │
│ │самоопределении, │ │ │ │
│ │раскрытии │ │ │ │
│ │индивидуальных │ │ │ │
│ │способностей │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3.2.3.2. │Проект "Дети народов│учреждения│управление │1994 -│
│ │Севера Амурской │образова- │образования, │2000 │
│ │области". │ния всех │управление │ │
│ │Обновление │типов │культуры, отдел│ │
│ │содержания и │ │финансов │ │
│ │улучшение качества │ │ │ │
│ │образования как │ │ │ │
│ │базы дальнейшего │ │ │ │
│ │обучения, подготовка│ │ │ │
│ │к жизни и труду, │ │ │ │
│ │призванной │ │ │ │
│ │обеспечить │ │ │ │
│ │формирование │ │ │ │
│ │личности и ее │ │ │ │
│ │адаптацию │ │ │ │
│ │к требованиям │ │ │ │
│ │общества. Содействие│ │ │ │
│ │улучшению изучения │ │ │ │
│ │и преподавания │ │ │ │
│ │родного и русского │ │ │ │
│ │языков, российской │ │ │ │
│ │и национальной │ │ │ │
│ │культуры │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3.2.3.3. │Проект "Дети - │учреждения│управления │1994 -│
│ │сироты". │образова- │образования, │2000 │
│ │Реорганизация │ния для │здравоохране- │ │
│ │системы │детей, │ния, │ │
│ │образовательных │подростков│социального │ │
│ │учреждений │и │обеспечения, │ │
│ │для детей, │юношества,│центр занятости│ │
│ │подростков и │оставшихся│ │ │
│ │юношества, │без │ │ │
│ │оставшихся без │попечения │ │ │
│ │попечения родителей,│родителей │ │ │
│ │поддержка │ │ │ │
│ │муниципальными и │ │ │ │
│ │негосударственными │ │ │ │
│ │структурами │ │ │ │
│ │образовательных │ │ │ │
│ │учреждений этого │ │ │ │
│ │типа, содействие │ │ │ │
│ │развитию частных │ │ │ │
│ │детских домов, │ │ │ │
│ │функционирующих │ │ │ │
│ │на принципах жизни и│ │ │ │
│ │воспитания в семье. │ │ │ │
│ │Обеспечение │ │ │ │
│ │трудоустройства, │ │ │ │
│ │улучшение │ │ │ │
│ │социальной и │ │ │ │
│ │экономической │ │ │ │
│ │защиты выпускников │ │ │ │
│ │образовательных │ │ │ │
│ │учреждений этого │ │ │ │
│ │типа │ │ │ │
└═════════┴════════════════════┴══════════┴═══════════════┴══════…