Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОДПРОГРАММ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ", "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ", "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ", "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

I. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ


В последние годы состояние кадрового обеспечения системы образования области характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны - повышение уровня профессионального мастерства кадров образовательных учреждений, достижение определенных позитивных результатов. С другой стороны - нерегулярные выплаты заработной платы работникам образования, рост социальной напряженности в педагогических коллективах.

На 1 января 1997 года в области работали 10466 учителей (1993 - 10261), из них с высшим образованием - 7731, с н/высшим - 214, со средним специальным - 2423, с общим средним - 98, что соответствует общероссийскому образовательному уровню педагогов.

В сельской местности работают 5450 учителей, из них 3973, или 73%, имеют высшее образование (по области этот показатель - 75,5%, по России - 74,3%).

Высшее педагогическое образование имеют 85,6% городских и 83% сельских учителей гуманитарных и естественно-математических дисциплин. 58,5% педагогических и руководящих работников являются категорийными, из них высшую квалификационную категорию имеют 1,9%, первую - 23,5%, вторую - 33,1%.

Дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования области в основном обеспечены педагогическими и руководящими работниками.

Потребность образовательных учреждений в кадрах в 1996 году составила 645 специалистов (в 1995 году - 568), в том числе 246 - в городской и 399 - в сельской местностях.

Наибольшая нехватка учителей иностранного языка (57 чел. - 8% от общего числа учителей иностранного языка), истории (33 чел. - 6,1% от общего числа учителей истории), русского языка и литературы (32 чел. - 2% от общего числа словесников).

Дефицит педагогических кадров образуется в том числе из-за того, что более 600 педагогов ежегодно находятся в декретных отпусках.

Значительная ежегодная потребность в педагогических кадрах частично перекрывается за счет перегрузки педагогов и использования труда учителей пенсионного возраста.

Единственная специальность, по которой наблюдается снижение потребности, - это учителя начальных классов.

В связи с обновлением содержания образования, с введением в школьный компонент новых учебных курсов, введением регионального компонента дефицитными являются сегодня психологи, экологи, педагоги - валеологи, учителя экономики, хореографии, риторики.

В 1996 - 1997 гг. в области функционирует 51 педагогический класс, в котором обучаются 1227 учащихся 10 - 11 классов. В 1995 году - 37, в 1996 году - 46 педклассов.

По целевому набору в БГПУ в 1996 году приняты 215 человек, или 38,7 процентов от общего числа приема. В 1997 году планируется принять 280, или 5,5% от общего числа приема.

Сохраняется социальная напряженность в педагогических коллективах из-за тяжелого материального положения работников в связи с низкой заработной платой и длительной (до 6 месяцев) задержкой ее выплаты.

В мае 1997 года при прожиточном минимуме 484,8 тыс. руб. средняя заработная плата работников образовательных учреждений - 760787 руб., общеобразовательных учреждений - 828619 руб., работников дошкольных учреждений - 661830 руб., в то время как средняя заработная плата работников промышленности - 1197296 рублей.

На 7 июля 1997 года задолженность по заработной плате в системе образования Амурской области - 108 млрд. 122 млн. рублей. Задолженность по выплате компенсации на книгоиздательскую продукцию - 13 млрд. 736 млн. руб. Задолженность по пособиям опекаемым - 10 млрд. 966 млн. рублей.