Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОДПРОГРАММ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ", "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ", "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ", "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

II. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ


В Национальном докладе Российской Федерации "Политика в области образования и новые информационные технологии", представленном на II Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика" летом 1996 года, подчеркнуто, что важнейшим механизмом, затрагивающим все основные направления реформирования образовательной системы, является ее информатизация, которая рассматривается как необходимое условие и важнейший этап информатизации России в целом. Информатизация образования названа одним из основных средств реализации новой государственной политики России в области образования, а потому должна стать приоритетной на данном этапе.

Основой перехода от индустриального этапа развития общества к информационному являются новые информационные технологии (НИТ). Современные информационные технологии открывают учащимся и педагогам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность работы, дают совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Информатизация образования позволит в конечном итоге эффективно использовать следующие важнейшие преимущества НИТ:

- возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию самообучения;

- создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования;

- эффективную организацию познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса;

- использование специфических свойств компьютера, к важнейшим из которых относятся:

- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях;

- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;

- возможность использования и организации принципиально новых познавательных средств.

Реализацию программы информатизации образования Амурской области в соответствии с государственной политикой России в области образования необходимо осуществлять по следующим направлениям:

- совершенствование базовой подготовки учащихся по информатике и НИТ;

- совершенствование системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров в области НИТ;

- информатизация процессов обучения и воспитания;

- оснащение системы образования техническими средствами информатизации и коммуникации;

- создание современной образовательной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;

- реализация интеграции системы образования области в мировую информационную систему и обеспечение доступа к современным информационным супермагистралям, к глобальным базам данных в областях образования, науки, культуры и др. путем включения в программу создания единого информационного образовательного пространства России;

- внедрение информационных технологий в управление образованием;

- участие в региональных, национальных и международных программах, связанных с НИТ в образовании;

- включение в единую систему дистанционного образования в России.

На основе анализа текущего состояния информатизации системы образования области, а также руководствуясь целями и основными приоритетами государственной политики в области образования, следует сделать вывод, что для эффективного решения реальных проблем и преодоления реальных трудностей необходимо на деле осуществить интенсивную, согласованную, реально выполнимую программу информатизации образования области.

Информатизация образования требует весьма значительных материальных и финансовых ресурсов. Поэтому самым разумным является реализация уже проверенной на практике в других регионах России так называемой "островной" информатизации, что означает:

- выделение в системе образования ключевых организационных, учебных и управленческих структур, допускающих интегральную информатизацию и способных служить "островами", начиная с которых может начать развертываться процесс глобальной информатизации образования;

- организацию, проведение и обеспечение в этих подструктурах процесса системной интеграции информационных технологий;

- создание и поддержку условий, обеспечивающих по принципу цепной реакции распространение процесса разработки, развития и использования информационных технологий с "островов" информатизации на систему образования;

- информационная система образования области должна быть достаточно гибкой, чтобы учитывать специфические моменты для любого образовательного учреждения, и иметь жесткую иерархию, чтобы обеспечивать единство и целостность информационного пространства области.

Эти направления могут быть успешно реализованы в рамках многоуровневой структуры (приложение N 2*):

________________
     * Приложение N 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.