Реализация проекта "Информатизация образования области" предусматривает три этапа (приложение N 11).
На первом этапе создается полная трехуровневая структура системы информатизации образования области.
На втором этапе полностью создаются районные центры, и частично пополняются пилотные классы.
На третьем этапе полностью разворачиваются пилотные классы по всей территории области.
В последующем происходит только одноуровневое расширение информационной системы без структурной реорганизации, что приводит к экономии ресурсов времени и финансов.
Предлагаемая схема позволяет через несколько месяцев после начала реализации проекта получить в области (первоначально на ограниченной территории) рабочую информационную систему, готовую решать стоящие перед ней задачи интенсификации и управления процессом обучения.
Верхний уровень представлен координационно-методическим советом и областным центром информатизации образования (ОЦИО), который включает в себя (как минимум) лабораторию компьютерных технологий (ЛКТ) и пилотный класс (являющийся испытательным полигоном для апробации новых технологий и методик).
Второй уровень образуют районные центры информатизации (РЦИ), находящиеся в районных центрах.
Третий уровень формируется из совокупности пилотных классов, закрепленных за РЦИ (на первом этапе их число также ограничено двумя - тремя на каждый РЦИ в зависимости от возможностей центра по техническому, программному и методическому сопровождениям и от наличия квалифицированных кадров в данном районе).
В рамках отдельного пилотного класса все элементы системы связываются между собой посредством локальной сети. Связи пилотных классов с РЦИ и региональных центров с ОЦИО осуществляются посредством коммутируемых телефонных линий. Кроме того, на базе ОЦИО имеет смысл создать шлюз для выхода в глобальные сети (Internet). Связь всех элементов структуры посредством компьютерных электронных сетей позволяет говорить о возникновении в области единого информационного пространства - Амурской информационной образовательной сети (АИОС).
Задачи первого этапа:
1. Создание областного центра информатизации образования.
2. Открытие экспериментального полигона.
3. Начало создания сети РЦИ и пилотных классов на территории области.
4. Подготовка и переподготовка кадров для РЦИ и пилотных классов.
5. Учет накопленного опыта и внесение необходимых корректив.
6. Автоматизация административно-управленческой деятельности.
При выполнении задач первого этапа формируется вся трехуровневая структура. Создается ОЦИО с экспериментальными полигонами и учебным центром. В некоторых районах области создаются РЦИ (на первом этапе их количество невелико), они создаются лишь в тех районах, которые к этому наиболее подготовлены, и где создаваемые центры действительно смогут сразу начать работу. Выбор той или иной территории определяется наличием педагогического и технического персонала, готового начать работу в новых условиях, пока с небольшим количеством (2 - 3) пилотных классов в школах данного района. На этом же этапе начинается оснащение компьютерной техникой управления и районных отделов образования с целями создания телекоммуникационной сети, перестройки системы делопроизводства, внедрения информационных технологий в управленческую деятельность (приложения NN 8, 9*). План распределения техники по территориям для первого этапа приведен в приложении N 12*.
________________
* Приложения N 8, 9, 12 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.
Задачи второго этапа:
1. Окончательное развертывание областного центра информатизации.
2. Полное развертывание сети РЦИ и развертывание сети пилотных классах (не менее 50%).
3. Развитие электронных сетей (расширение предоставляемого сервиса и географии доступа).
4. Продолжение автоматизации административно-управленческой деятельности.
На втором этапе созданная структура начинает разрастаться вширь. Происходит полномасштабное развертывание ОЦИО. РЦИ создаются во всех административных районах области как минимум с двумя пилотными классами, расположенными в школах района и закрепленными за данным РЦИ. В районах, где РЦИ были созданы на первом этапе и уже прошли этап своего становления, создаются дополнительные пилотные классы. Продолжается оснащение компьютерной техникой районных отделов образования.
Расширение системы обеспечивается подготовкой и переподготовкой педагогических и технических кадров в ОЦИО совместно с другими заинтересованными сторонами (БГПУ, ИППК).
На втором этапе реализации проекта информатизации области ОЦИО отходит от сопровождения конкретных пилотных классов (за исключением одного - двух, непосредственно связанных с лабораторией компьютерных технологий и являющихся испытательными полигонами для апробации новых методик и технологий). Функция поддержки пилотных классов полностью переходит в сферу деятельности региональных центров, штат которых к этому времени уже должен быть полностью сформирован.