Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОДПРОГРАММ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ", "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ", "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ", "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Подпрограмма "Одаренные дети" является частью общей Программы "Развитие общего образования Амурской области".

Под одаренностью подразумевается высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определенных областях деятельности.

Основными признаками одаренности являются раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирования умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности, создание продуктов общественной ценности.

В области функционирует ряд учреждений с повышенным уровнем образования: 2 лицея, 5 гимназий, 62 школы с классами углубленного изучения отдельных предметов, 54 школы с классами, ориентированными на вуз.

Открыты специализированные школы: очно-заочная физико-математическая - при АмГУ, агроэкологическая - при областном эколого-биологическом центре, иностранных языков - при БГПУ; созданы научные общества при школах, гимназиях, БГПУ. В учреждениях дополнительного образования реализуется задача развития творческих способностей детей.

Однако такая работа требует систематизации, опирающейся на научные достижения современной психологии и педагогики.

Необходимость разработки содержания Подпрограммы "Одаренные дети" обусловлена следующими противоречиями, характерными для системы образования как в России в целом, так и Амурской области:

1. Положительной тенденцией совершенствования системы образования и отсутствием благоприятных условий (социально-экономических) для реализации личностного, деятельностного подходов к развитию личности, ее творческого потенциала, индивидуальных особенностей и способностей.

2. Внедрением новых учебных планов и программ, новых педагогических технологий и отсутствием в них должного отражения вопросов специальной целенаправленной работы с одаренными детьми.

3. Усилением внимания учителей (в процессе опытно-экспериментальной работы) к психологическим закономерностям усвоения знаний и развития личности ребенка и неспособностью большинства учителей к самостоятельной разработке на основе этих закономерностей новых педагогических технологий развития личности и индивидуальности ученика, слабостью научно-методической поддержки в этом плане.

4. Осознаваемыми установками учителя на развитие индивидуальности каждого ученика, как одаренного, так и с задержкой психического развития, и практической неспособностью многих учителей продуктивно работать как с теми, так и с другими.

В сельской местности дети имеют меньше возможностей для удовлетворения культурных, образовательных потребностей. Существующее положение усугубляется недостатком педагогических кадров, в том числе хореографов, музыковедов, искусствоведов и т. д.

Совокупность названных противоречий определила цели и задачи разработки Подпрограммы "Одаренные дети". Целями подпрограммы являются развитие одаренности у детей через раннее ее выявление и создание благоприятных для ее развития условий.

Для реализации данных целей необходимо решение задач:

1. Создание психолого-диагностической службы, помогающей в выявлении особых способностей к определенным видам деятельности у детей.

2. Вооружение педагогов методиками работы с одаренными детьми.

3. Обеспечение поля деятельности для творческих самопроявления и самовыражения всем детям.

4. Создание социально-экономической базы для развития особых способностей у детей. Обеспечение материальной поддержки одаренным детям.

5. Разработка учителями оригинальных авторских технологий обучения одаренных детей.

6. Внедрение учебных планов и программ, новых педагогических технологий, предусматривающих специальную целенаправленную работу с одаренными детьми.

7. Разработка и использование системы диагностики развития личности ученика и оценки эффективности процесса обучения в условиях применения новых педагогических технологий.

8. Организация и осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов по проблеме "Одаренные дети".

Основными принципами реализации подпрограммы являются следующие: гуманизация, индивидуализация, дифференциация, преемственность (д/с - начальная школа - основная школа и т. д.).

Механизмы реализации подпрограммы включают кадровое, финансовое и организационное обеспечения.

Основными критериями оценки результативности реализации Подпрограммы "Одаренные дети" являются:

1. Эффективное применение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие индивидуальности каждого ребенка и ученика.

2. Рост продуктивности деятельности педагогов - экспериментаторов.

3. Рост эмоционально-личностной удовлетворенности всех участников учебно-воспитательного процесса (детей, родителей, воспитателей, учителей).