Подпрограмма "Одаренные дети" является частью общей Программы "Развитие общего образования Амурской области".
Под одаренностью подразумевается высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определенных областях деятельности.
Основными признаками одаренности являются раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирования умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности, создание продуктов общественной ценности.
В области функционирует ряд учреждений с повышенным уровнем образования: 2 лицея, 5 гимназий, 62 школы с классами углубленного изучения отдельных предметов, 54 школы с классами, ориентированными на вуз.
Открыты специализированные школы: очно-заочная физико-математическая - при АмГУ, агроэкологическая - при областном эколого-биологическом центре, иностранных языков - при БГПУ; созданы научные общества при школах, гимназиях, БГПУ. В учреждениях дополнительного образования реализуется задача развития творческих способностей детей.
Однако такая работа требует систематизации, опирающейся на научные достижения современной психологии и педагогики.
Необходимость разработки содержания Подпрограммы "Одаренные дети" обусловлена следующими противоречиями, характерными для системы образования как в России в целом, так и Амурской области:
1. Положительной тенденцией совершенствования системы образования и отсутствием благоприятных условий (социально-экономических) для реализации личностного, деятельностного подходов к развитию личности, ее творческого потенциала, индивидуальных особенностей и способностей.
2. Внедрением новых учебных планов и программ, новых педагогических технологий и отсутствием в них должного отражения вопросов специальной целенаправленной работы с одаренными детьми.
3. Усилением внимания учителей (в процессе опытно-экспериментальной работы) к психологическим закономерностям усвоения знаний и развития личности ребенка и неспособностью большинства учителей к самостоятельной разработке на основе этих закономерностей новых педагогических технологий развития личности и индивидуальности ученика, слабостью научно-методической поддержки в этом плане.
4. Осознаваемыми установками учителя на развитие индивидуальности каждого ученика, как одаренного, так и с задержкой психического развития, и практической неспособностью многих учителей продуктивно работать как с теми, так и с другими.
В сельской местности дети имеют меньше возможностей для удовлетворения культурных, образовательных потребностей. Существующее положение усугубляется недостатком педагогических кадров, в том числе хореографов, музыковедов, искусствоведов и т. д.
Совокупность названных противоречий определила цели и задачи разработки Подпрограммы "Одаренные дети". Целями подпрограммы являются развитие одаренности у детей через раннее ее выявление и создание благоприятных для ее развития условий.
Для реализации данных целей необходимо решение задач:
1. Создание психолого-диагностической службы, помогающей в выявлении особых способностей к определенным видам деятельности у детей.
2. Вооружение педагогов методиками работы с одаренными детьми.
3. Обеспечение поля деятельности для творческих самопроявления и самовыражения всем детям.
4. Создание социально-экономической базы для развития особых способностей у детей. Обеспечение материальной поддержки одаренным детям.
5. Разработка учителями оригинальных авторских технологий обучения одаренных детей.
6. Внедрение учебных планов и программ, новых педагогических технологий, предусматривающих специальную целенаправленную работу с одаренными детьми.
7. Разработка и использование системы диагностики развития личности ученика и оценки эффективности процесса обучения в условиях применения новых педагогических технологий.
8. Организация и осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов по проблеме "Одаренные дети".
Основными принципами реализации подпрограммы являются следующие: гуманизация, индивидуализация, дифференциация, преемственность (д/с - начальная школа - основная школа и т. д.).
Механизмы реализации подпрограммы включают кадровое, финансовое и организационное обеспечения.
Основными критериями оценки результативности реализации Подпрограммы "Одаренные дети" являются:
1. Эффективное применение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие индивидуальности каждого ребенка и ученика.
2. Рост продуктивности деятельности педагогов - экспериментаторов.
3. Рост эмоционально-личностной удовлетворенности всех участников учебно-воспитательного процесса (детей, родителей, воспитателей, учителей).