ПОДПРОГРАММА "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ"
Сельская школа - самый массовый тип учебных заведений Амурской области. 391 школа, или 78,7% всех школ области, находится в сельской местности, 2/3 из них являются малокомплектными. В сельских школах обучаются около 60 тысяч учащихся, или 43% от общего числа.
Сельская школа нуждается в нормативно-правовой базе, отражающей специфику образования и воспитания учащихся в сельской местности.
Школьники стремятся к знаниям. Ежегодно увеличивается число выпускников - одиннадцатиклассников, закончивших школу с золотой медалью. В среднем 40% выпускников сельской средней полной школы поступают в вузы, около 30% - в средние специальные учебные заведения.
В областной олимпиаде по общеобразовательным предметам учащиеся сельских школ занимают только одну четвертую часть призовых мест. Классы с углубленным изучением предметов созданы в 4 районах из 20. Недостаток высококвалифицированных кадров, отсутствие новых подходов в методике обучения сказываются на уровне знаний сельских школьников: успеваемость и качество знаний ниже, чем в городских школах. Ухудшение материально-технической базы ведет к невыполнению практической части учебных программ. Сельские школы не могут в полной мере использовать возможности образования по выбору - переход на вариативность программ, учебников, форм и профилей получения образования.
В области 147 сел не имеют школ, из 341 села организован подвоз более шести тысяч детей в средние школы. Только 17 школ имеют интернаты, в которых проживают 395 человек. Из-за отсутствия транспорта, горюче-смазочных материалов подвоз учащихся в школу часто срывается.
Серьезную обеспокоенность вызывает состояние медицинского обследования, профилактики заболеваний и лечения детей, их оздоровления, в том числе в каникулярное время. Ухудшилось положение детей в семье. Вследствие этих причин увеличилось число детей с хроническими заболеваниями, отклонениями в умственном и физическом развитии, детей группы риска.
Основные направления развития сельской школы подчинены достижению следующих целей:
- всесторонней поддержки педагогов и учащихся сельской школы;
- сохранению нравственно и физически здорового поколения;
- предотвращению окончательного развала образования - основы основ национального развития.
С каждым годом сокращается число вводимых в эксплуатацию учебных учреждений. Резко обострилась ситуация с финансированием учреждений образования на селе. В то же время состояние экономики области не позволяет в ближайшие годы увеличить финансовые вложения в развитие образования на селе. В связи с названными проблемами "Направления развития сельской школы" состоят из трех разделов:
1. Нормативно-правовая база.
2. Развитие содержания образования и воспитания.
3. Социальная защита детей.
Данные направления представляют собой краткосрочные мероприятия, дополняющие региональную Программу развития образования.
┌═══┬═════════════════════════┬═══════┬════════════┬═════════════‰
│N │Мероприятия │Срок │Ответствен- │Финансовое │
│п/п│ │ │ные │обеспечение │
├═══┼═════════════════════════┼═══════┼════════════┼═════════════┤
│ │I. Нормативно-правовая │ │ │ │
│ │база │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│1. │Разработка регионального │I кв. │финансовое │областной │
│ │закона "О внебюджетной │1998 г.│управление │бюджет │
│ │хозрасчетной деятельности│ │областной │ │
│ │сельских учреждений │ │администра- │ │
│ │образования" │ │ции, ИППК │ │
│ │ │ │ │ │
│2. │Разработка регионального │II кв. │комитет │областной и │
│ │закона о налоговых │1998 г.│экономики, │муниципальный│
│ │льготах для предприятий, │ │финансовое │бюджеты │
│ │организаций и физических │ │управление, │ │
│ │лиц, направляющих часть │ │управление │ │
│ │прибыли на нужды │ │образования │ │
│ │образования на селе │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3. │Разработка положения о │IV кв. │управление │областной │
│ │сельской школе Амурской │1997 г.│образования,│бюджет │
│ │области │ │ИППК │ │
│ │ │ │ │ │
│4. │Разработка положения о │IV кв. │финансовое │областной │
│ │стипендии Главы областной│1997 г.│управление, │бюджет │
│ │Администрации │ │управление │ │
│ │отличникам - учащимся │ │образования,│ │
│ │10 - 11 кл., проживающим │ │ИППК │ │
│ │в сельской местности │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│5. │Разработка положения о │IV кв. │финансовое │областной │
│ │премии областного Совета │1998 г.│управление, │бюджет │
│ │народных депутатов │ │управление │ │
│ │выпускникам, окончившим │ │образования,│ │
│ │сельскую школу с │ │ИППК │ │
│ │золотой и серебряной │ │ │ │
│ │медалями │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │II. Развитие содержания │ │ │ │
│ │образования и воспитания │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│1. │Апробация моделей │1997 - │ИППК, БГПУ │областной и │
│ │сельских школ, │2000 │ │муниципальный│
│ │издание методических │гг. │ │бюджеты │
│ │рекомендаций по │ │ │ │
│ │обновлению содержания │ │ │ │
│ │образования и новым │ │ │ │
│ │педагогическим │ │ │ │
│ │технологиям │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│2. │Разработка программно - │1997 - │управление │областной и │
│ │методического обеспечения│2000 │образования,│муниципальный│
│ │регионального и школьного│гг. │ИППК, БГПУ │бюджеты │
│ │компонентов Базисного │ │ │ │
│ │учебного плана │ │ │ │
│ │(издание национально - │ │ │ │
│ │региональных программ, │ │ │ │
│ │положений, проектов, │ │ │ │
│ │учебников, методической │ │ │ │
│ │литературы и учебных │ │ │ │
│ │пособий) │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3. │Создание системы │1998 - │управление │областной и │
│ │социально-экономической │2000 │образования,│муниципальный│
│ │подготовки учащихся │гг. │ИППК, БГПУ │бюджеты │
│ │1 - 11 классов: │ │ │ │
│ │а) методическое │ │комитет по │федеральный и│
│ │обеспечение │ │защите прав │муниципальный│
│ │образовательной области │ │потребите- │бюджеты │
│ │"Технология" в части │ │лей, ИППК │ │
│ │изучения │ │ │ │
│ │предпринимательства, │ │ │ │
│ │маркетинга, │ │ │ │
│ │менеджмента; │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │б) издание пособия для │ │ │ │
│ │школьников "Защита │ │ │ │
│ │прав потребителей"; │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │в) разработка │ │центры │областной и │
│ │региональной программы │ │занятости │муниципальный│
│ │профориентации сельских │ │населения, │бюджеты │
│ │школьников с учетом │ │БГПУ, ИППК │ │
│ │социально-экономических │ │ │ │
│ │условий │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│4. │Разработка психолого - │1998 - │БГПУ, ИППК │областной │
│ │педагогических программ │1999 │ │бюджет │
│ │адаптации и реабилитации │гг. │ │ │
│ │сельских школьников, │ │ │ │
│ │в том числе в классах │ │ │ │
│ │с малой наполняемостью │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│5. │Открытие и организация │1997 - │Амурское │федеральный, │
│ │работы в Первомайской │2000 │отделение │областной и │
│ │школе Тындинского района │гг. │Госкомсевер │муниципальный│
│ │экспериментальной │ │РФ, │бюджеты │
│ │площадки по созданию │ │управление │ │
│ │опорного учебно - │ │образования,│ │
│ │воспитательного │ │ИППК │ │
│ │комплекса для детей - │ │ │ │
│ │эвенков, их профильной │ │ │ │
│ │подготовке │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│6. │Совершенствование │1998 - │БГПУ, ИППК │областной и │
│ │воспитательной системы │2000 │ │муниципальный│
│ │сельских школ: │гг. │ │бюджеты, │
│ │а) разработка программ │ │ │1% налог │
│ │"Гармония чувств", │ │ │ │
│ │"Человек - коллектив - │ │ │ │
│ │общество", │ │ │ │
│ │"Практическая │ │ │ │
│ │психология"; │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │б) внедрение в практику │ежегод-│управление │ │
│ │углубленного изучения │но │образования,│ │
│ │права при подготовке к │ │ИППК │ │
│ │школьным, районным и │ │ │ │
│ │областной олимпиадам по │ │ │ │
│ │правовому образованию; │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │в) формирование │ │ │ │
│ │гражданственности через: │ │ │ │
│ │- краеведческое и │ │ │ │
│ │военно-патриотическое │ │ │ │
│ │воспитание учащихся │ │ │ │
│ │учреждений образования │ │ │ │
│ │области; │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │- создание в пограничных │ │ │ │
│ │селах отрядов юных │ │ │ │
│ │казаков │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│7. │Создание фонда │1998 - │областное │областной и │
│ │образования для поддержки│2000 │финансовое │муниципальный│
│ │инициативных программ, │гг. │управление │бюджеты, │
│ │конструктивных проектов, │ │ │1% налог │
│ │творчески работающих │ │ │ │
│ │сельских педагогов │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│8. │Проведение ранних │ежегод-│БГПУ, АмГУ │федеральный и│
│ │вступительных испытаний │но │ │муниципальный│
│ │через систему тестовых │ │ │бюджеты │
│ │заданий для выпускников │ │ │ │
│ │общеобразовательных │ │ │ │
│ │учреждений │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│9. │Пополнение школьных │посто- │управление │федеральный, │
│ │библиотек учебной, │янно │образования,│областной и │
│ │методической, │ │отделы │муниципальный│
│ │справочной, научно - │ │образования,│бюджеты │
│ │популярной, художествен. │ │учколлектор │ │
│ │литературой, обеспечение │ │ │ │
│ │ежегодной подписной │ │ │ │
│ │кампании │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│10.│Организация целевой │посто- │управление │муниципальные│
│ │научной и методической │янно │образования,│бюджеты │
│ │помощи сельской школе │ │ИППК, БГПУ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│11.│Выпуск методического │2 раза │ИППК │областной и │
│ │бюллетеня "Вестник │в год │ │муниципальный│
│ │сельской школы" │ │ │бюджеты │
│ │ │ │ │ │
│12.│Освещение проблем │посто- │УО, │ │
│ │образования, опыта их │янно │редакции │ │
│ │решения на селе в │ │областных и │ │
│ │средствах массовой │ │районных │ │
│ │информации │ │газет, │ │
│ │ │ │телевидение │ │
│ │ │ │и радио │ │
│ │ │ │ │ │
│ │III. Социальная защита │ │ │ │
│ │детей │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│1. │Содействие в │посто- │отдел по │ │
│ │трудоустройстве │янно │делам │ │
│ │выпускников школ, │ │молодежи, │ │
│ │несовершеннолетних │ │центры │ │
│ │граждан на временную │ │занятости │ │
│ │работу с учетом ситуации │ │населения, │ │
│ │на рынке труда │ │отделы │ │
│ │ │ │образования │ │
│ │ │ │ │ │
│2. │Использование │1997 - │областное, │муниципальный│
│ │возможности приобретения │2000 │городские, │бюджет │
│ │школьной мебели и │гг. │районные │ │
│ │учебного оборудования, │ │управления │ │
│ │изготовленных на │ │(отделы) │ │
│ │предприятиях области, │ │образования │ │
│ │путем взаимозачетов │ │ │ │
│ │и других новых форм │ │ │ │
│ │расчета │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3. │Обеспечение автобусами │1997 - │управление │1% налог │
│ │школ районов, остро │2000 │образования │ │
│ │нуждающихся в │гг. │ │ │
│ │транспортных средствах │ │ │ │
│ │для подвоза учащихся │ │ │ │
│ │в школы │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│4. │Частичное выделение │1997 - │управление │1% налог, │
│ │средств на горюче - │2000 │образования │муниципальный│
│ │смазочные материалы │гг. │ │бюджет │
│ │для подвоза школьников │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│5. │Изучение динамики │1997 - │областное │областной и │
│ │заболеваемости среди │1998 │управление │муниципальный│
│ │сельских школьников, │гг. │здравоохра- │бюджеты │
│ │определение мер │ │нения, │ │
│ │профилактики и лечения │ │отделы │ │
│ │ │ │образования │ │
│ │ │ │ │ │
│6. │Организация медосмотра │ │отделы │муниципальные│
│ │всех сельских школьников │ │образования,│бюджеты │
│ │с последующим │ │ЦРБ │ │
│ │проведением мероприятий │ │ │ │
│ │по их оздоровлению │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│7. │Обеспечение удешевления │1997 - │администра- │муниципальные│
│ │питания учащихся │2000 │ции │бюджеты, │
│ │сельских школ │гг. │районов, │подсобные │
│ │ │ │отделы │хозяйства, │
│ │ │ │образования │пришкольные │
│ │ │ │ │участки │
│ │ │ │ │ │
│8. │Своевременное выделение │посто- │финансовое │муниципальные│
│ │дотаций на питание │янно │управление, │бюджеты │
│ │учащихся в соответствии │ │администра- │ │
│ │с нормативами │ │ции │ │
│ │ │ │районов │ │
│ │ │ │ │ │
│9. │Увеличение количества │посто- │отдел по │областной и │
│ │мест для сельских │янно │делам │муниципальные│
│ │школьников в профильных │ │молодежи │бюджеты, │
│ │сменах │ │областной │родительская │
│ │оздоровительных лагерей │ │администра- │плата, 1% │
│ │области │ │ции, │налог │
│ │ │ │управление │ │
│ │ │ │образования │ │
└═══┴═════════════════════════┴═══════┴════════════┴═════════════…