РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2002 года N 148
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК" НА 2003 - 2007 ГОДЫ
В соответствии с Уставом муниципального образования г. Благовещенска, регламентом городской Думы городская Дума, рассмотрев представлению администрацией города целевую Программу "Здоровый ребенок" на 2003 - 2007 годы, решила:
1. Городскую целевую программу "Здоровый ребенок" на 2003 - 2007 гг." утвердить (программа прилагается).
2. Администрации г. Благовещенска при формировании проектов городского бюджета на соответствующий год предусматривать финансирование программы в 2003 - 2007 гг. за счет средств городского бюджета.
3. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по бюджету, финансам, налогам, экономике и собственности.
4. Настоящее решение вступает в силу с момента его подписания.
Мэр
города Благовещенска
А.М.КОЛЯДИН
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК" НА 2003 - 2007 ГОДЫ
┌══════════════┬═════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │Городская целевая программа "Здоровый ребенок" │
│программы │на 2003 - 2007 годы │
├══════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Основание для │Распоряжение Правительства РФ от 19 мая 2001 │
│разработки │года N ВМ-П-12-008826, │
│программы │Письмо МЗ РФ от 26 ноября 2001 г. │
│ │N 25-11999-01-32, │
│ │Приказ комитета по здравоохранению администрации │
│ │Амурской области от 27 апреля 2001 года N 203 │
├══════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчик │Отдел здравоохранения администрации │
│программы │г. Благовещенска │
├══════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Основной │Отдел здравоохранения администрации │
│разработчик │г. Благовещенска │
│программы │ │
├══════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Цели программы│Социальная поддержка материнства и детства, │
│ │создание условий для охраны здоровья матери и │
│ │рождения здоровых детей, охрана репродуктивного │
│ │здоровья, предупреждение и снижение материнской │
│ │и младенческой заболеваемости и смертности, │
│ │улучшение питания матерей и детей, сохранение и │
│ │укрепление здоровья детей и подростков │
├══════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Задачи │- поддержка материнства; │
│программы │- развитие материально - технической базы │
│ │учреждений родовспоможения и детства │
│ │г. Благовещенска на основе оснащения их │
│ │эффективной лечебно - диагностической │
│ │аппаратурой и оборудованием; │
│ │- повышение профессиональной подготовки │
│ │медицинских кадров; │
│ │- совершенствование организации акушерской и │
│ │педиатрической помощи; │
│ │- отработка новых организационных форм │
│ │медицинского обслуживания детей и │
│ │подростков, современных медико-психолого - │
│ │педагогических и социальных технологий │
│ │оздоровления детей; │
│ │- обеспечение профилактики осложнений │
│ │беременности и родов (кровотечений, гестоза, │
│ │гнойно-септических заболеваний и других); │
│ │- обеспечение скринингового обследования │
│ │беременных групп риска на внутриутробную │
│ │патологию, улучшение лечения невынашивания │
│ │беременности, выхаживание недоношенных детей; │
│ │- улучшение состояния питания беременных женщин, │
│ │кормящих матерей и детей раннего возраста; │
│ │- обеспечение информационных технологий по │
│ │проблемам репродуктивного здоровья, │
│ │многоуровневого образования различных │
│ │возрастных групп населения по формированию │
│ │здорового образа жизни; │
│ │- создание устойчивой системы управления │
│ │здоровьем в образовательных учреждениях │
├══════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки │2003 - 2007 годы │
│реализации │ │
│программы │ │
├══════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Основные │Отдел здравоохранения администрации │
│исполнители │г. Благовещенска │
│программы │ │
├══════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и │Объем финансирования программы на 2003 - 2007 │
│источники │годы: │
│финансирования│всего: 21031 тыс. руб., │
│программы │в том числе: │
│ │- федеральный бюджет - 9920 тыс. руб.; │
│ │- областной бюджет - 1170 тыс. руб.; │
│ │- местный бюджет - 9941 тыс. руб., │
│ │в том числе по годам: │
│ │ ┌══════┬════════════════┬═══════════════════‰ │
│ │ │ Годы │ Всего │ из них за счет │ │
│ │ │ │ │ текущего │ │
│ │ │ │ │ финансирования │ │
│ │ ├══════┼════════════════┼═══════════════════┤ │
│ │ │2003 │2043,2 тыс. руб.│196,0 тыс. руб. │ │
│ │ ├══════┼════════════════┼═══════════════════┤ │
│ │ │2004 │2657,8 тыс. руб.│700,0 тыс. руб. │ │
│ │ ├══════┼════════════════┼═══════════════════┤ │
│ │ │2005 │1727,8 тыс. руб.│140,0 тыс. руб. │ │
│ │ ├══════┼════════════════┼═══════════════════┤ │
│ │ │2006 │1792,4 тыс. руб.│145,0 тыс. руб. │ │
│ │ ├══════┼════════════════┼═══════════════════┤ │
│ │ │2007 │1719,8 тыс. руб.│140.0 тыс. руб. │ │
│ │ ├══════┼════════════════┼═══════════════════┤ │
│ │ │Итого │9941,0 тыс. руб.│1321,0 тыс. руб. │ │
│ │ └══════┴════════════════┴═══════════════════… │
├══════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые │- снижение основных интегрированных показателей │
│результаты │службы материнства и детства: │
│реализации │показателя материнской смертности - до 35 - 40 на│
│программы │100 тыс. родившихся живыми; │
│ │показателя младенческой смертности - до 13 - 14 │
│ │на 1000 родившихся живыми; │
│ │- укрепление материально - технической базы │
│ │лечебно - профилактических учреждений службы │
│ │родовспоможения и детства г. Благовещенска; │
│ │- обеспечение ранней диагностики болезней │
│ │и оздоровление детей групп риска; │
│ │- внедрение: │
│ │новых эффективных форм медицинского │
│ │обслуживания подростков; │
│ │в практическую деятельность современных медико - │
│ │психолого-педагогических и социальных │
│ │технологий оздоровления детей │
├══════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Организация │Текущее управление и контроль за реализацией │
│текущего │программы осуществляет заместитель мэра │
│контроля за │г. Благовещенска по социальной политике. │
│исполнением │Информация о ходе выполнения программы │
│программы │предоставляется 2 раза в год - 10 июля и │
│ │1 февраля │
└══════════════┴═════════════════════════════════════════════════…
"Жизнь детей и женщин - вот
истинный показатель силы общины и
нации. Если самые младшие и самые
уязвимые оставлены на произвол
судьбы, страна нарушает права
своего народа и лишает его будущего".
Кэрол Бэллами -
директор - исполнитель
Детского Фонда ООН
Дальний Восток относится к категории регионов с высоким потенциалом для значительного уровня развития промышленности. В связи с этим важное значение для региона имеет состояние здоровья матерей и детей, которое определяет будущее кадрового обеспечения промышленного потенциала региона.
Здоровье человека формируется тремя важнейшими компонентами:
Первое - влияние на здоровье матери, плода и ребенка социально - экономических, экологических, средовых факторов.
Второе - состояние здоровья матери будущего ребенка, ее образ жизни, отношение к материнству, способность к материнству.
Третье - оценка реализации эволюционных программ:
у женщины - вынашивания и рождения;
у плода - развития и рождения;
у младенца - запуска легочного дыхания, адаптации к новой среде обитания;
у дошкольника, школьника и подростка - физического, нервно - психического, полового развития.
Программы охраны здоровья женщин и детей должны учитывать при своей разработке особенности социально - экономического, климатогеографического, этнического характера.
Государственная политика РФ в области охраны материнства и детства определена Конституцией РФ, более чем 100 законодательными актами в этой области, принятыми в последнее время, Указом Президента.
Вместе с тем, принятые государственные меры не сдерживают нарастания негативных демографических процессов, не обеспечивают необходимых темпов снижения материнской и младенческой смертности, не останавливают тенденцию ухудшения состояния здоровья женщин и детей.
С 1993 года, с момента появления отрицательного естественного прироста населения, несмотря на более благополучную в г. Благовещенске, чем в целом в Амурской области демографическую ситуацию, вопросы прироста населения, а, следовательно, вообще решение экономических проблем могут быть проблематичны.
Одной из важнейших причин демографического неблагополучия является снижение чиста женщин детородного возраста. В структуре населения г. Благовещенска женщины составляют 51,8%. Женщины детородного возраста (по статистическим данным, возраст от 15 до 49 лет) составляют 29,9%, реальный благополучный детородный возраст имеют лишь 11% горожанок.
Учитывая возрастную структуру г. Благовещенска, где дети составляют 20,8%, а подростки лишь 6,2%, в ближайшие 10 лет не следует ожидать увеличения рождаемости. В связи со снижением рождаемости численность детского населения в возрасте до 15 лет в течение пяти лет уменьшилась на 8,6%.
Всеобщая коммерциализация, развитие частной собственности привели к появлению независимого работодателя и наемного работника. Отсутствие законов, регламентирующих их взаимодействие, сразу сделало женщину неконкурентоспособной на рынке труда.
Для поддержания бюджета семьи перед лицом безработицы будущая мать вынуждена идти работать в заведомо вредные и опасные условия, может принимать (и принимает) неадекватные решения в ущерб своему здоровью и здоровью своего ребенка.
Помимо производственных, работающая и неработающая женщина испытывает на себе влияние социальных, психоэмоциональных, экологических факторов. Все это способствует росту заболеваемости женщин.
В течение последних лет в городе отчетливо прослеживается тенденция к ухудшению состояния здоровья населения, в том числе женщин.
В структуре общей заболеваемости по г. Благовещенску общая заболеваемость женского населения составляет 53%, из них:
- анемия - у 83,7%;
- болезни эндокринной системы - 59,9%, в том числе сахарный диабет - у 73,3%;
- болезни системы кровообращения - у 64%;
- болезни органов дыхания - у 58,4%.
На диспансерном учете состоят 73,4% женщин города.
В первоначальном выходе на инвалидность женщины трудоспособного возраста составляют 45,3%. Нетрудоспособность среди женщин выше в 1,4 раза, чем у мужчин.
Не улучшается репродуктивное здоровье женщин. Увеличились показатели заболеваемости эндометриозом, воспалительными заболеваниями женских половых органов, женским бесплодием. Наблюдается рост злокачественных новообразований у женщин, в т.ч. рак молочной железы, который в структуре онкологической патологии в городе занимает III место, а среди женского населения - первое. 45,6% данной патологии являются запущенными случаями.
Ухудшаются показатели здоровья у беременных женщин. Наиболее частыми заболеваниями являются анемия беременных, болезни мочеполовой системы, болезни органов дыхания, болезни эндокринной системы. Увеличилось число беременных, имеющих несколько соматических заболеваний. На каждую беременную женщину в 2000 - 2001 годах выявлено 2,0 - 1,8 заболевания, что выше областных показателей. Как и в предыдущие годы, у 33,2% беременных женщин имелась инфекция, передающаяся половым путем.
В связи с ростом патологического течения беременности ежегодно снижается качество потомства, что выражается в увеличении доли недоношенных детей в 1,7 раза, больных новорожденных - в 4 раза. Снижается индекс здоровья детей, что формирует фон для нарушения здоровья будущих женщин.
В структуре заболеваемости новорожденных наблюдается рост центральной нервной системы в 2 раза, врожденных уродств - в 1,5 раза. Практически все новорожденные имеют риск развития той или иной патологии и взяты под диспансерное наблюдение.
Следует обратить внимание на более высокий уровень заболеваемости наших детей по сравнению с российскими показателями: по инфекционным заболеваниям - в 2,1 раза, болезням нервной системы, органов чувств - в 1,6 раза, пищеварения - в 1,9 раза. Отмечается рост гинекологической заболеваемости девочек - подростков - общая заболеваемость составила от 0 до 15 лет - 47,4%, от 16 до 17 - 38,1%.
Резкое снижение рождаемости, снижение доли детского населения, сокращение коэффициента фертильности, уменьшение продолжительности жизни при рождении, рост общей смертности и смертности в трудоспособном возрасте выдвигает в число актуальных государственных задач охрану здоровья биологической триады: девочка - женщина - новорожденный.