ДУМА ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА

РЕШЕНИЕ

от 26 декабря 2002 года N 28/151

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2003 - 2005 ГГ.

В целях создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечения их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения городская Дума решила:

1. Утвердить городскую целевую программу "Одаренные дети" на 2003 - 2005 гг. (прилагается).

2. Управлению образования администрации г. Благовещенска (Залесская В.А.) осуществлять контроль за реализацией программы "Одаренные дети".

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Морозову Н.И. - председателя постоянной депутатской комиссии по социальной политике и защите прав жителей.


Мэр
города Благовещенска
А.М.КОЛЯДИН






Приложение
к решению
Думы города Благовещенска
от 26 декабря 2002 года N 28/151

ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2003 - 2005 ГГ.

ПАСПОРТ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"


     Наименование программы     - Городская целевая программа
                                  "Одаренные дети" на 2003
                                  - 2005 гг.

     Заказчик программы         - Управление образования
                                  администрации г. Благовещенска

     Цель программы             - Создание условий для развития и
                                  реализации способностей
                                  одаренных и талантливых детей и
                                  подростков

     Задачи программы           - создание оптимальных условий
                                  и дальнейшее совершенствование
                                  существующей системы для
                                  развития и реализации
                                  потенциальных способностей
                                  одаренных детей;

                                - развитие сети
                                  специализированных классов,
                                  других форм работы с одаренными
                                  детьми, укрепление их
                                  материальной базы;

                                - проведение целевых мероприятий
                                  с одаренными детьми;

                                - моральное и материальное
                                  стимулирование одаренных детей;

                                - внедрение передового опыта,
                                  новых технологий и направлений
                                  работы с одаренными детьми;

                                - организация поисково -
                                  экспериментальной работы в
                                  учреждениях образования

     Сроки реализации           - 2003 - 2005 гг.

     Исполнители основных       - Управление образования,
     мероприятий                  руководители учреждений
                                  образования г. Благовещенска

     Объем и источники          - Всего 2003 - 2005 гг. -
     финансирования               1077,0 тыс. руб.

                                - 2003 г. - 324,0 тыс. руб.,
                                  городской бюджет, текущие
                                  расходы;

                                - 2004 г. - 344,0 тыс. руб.,
                                  городской бюджет, текущие
                                  расходы;

                                - 2005 г. - 409,0 тыс. руб.,
                                  городской бюджет, текущие
                                  расходы

     Ожидаемые результаты       - Реализация программы позволит:

                                  - усовершенствовать существующую
                                    систему работы с одаренными,
                                    талантливыми детьми;

                                  - сформировать банк "Одаренные
                                    дети" по различным
                                    направлениям работы с
                                    одаренными детьми;

                                  - укрепить учебно -
                                    методическую, материально -
                                    техническую базу для работы
                                    с одаренными детьми;

                                  - осуществить материальную и
                                    моральную поддержку одаренных
                                    и талантливых учащихся;

                                  - расширить сеть классов
                                    углубленного изучения
                                    предметов, введение
                                    спецкурсов, факультативов
                                    для работы с одаренными,
                                    талантливыми детьми

     Контроль за исполнением    - Управление образования
     программы                    администрации г. Благовещенска

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ


В последнее время наблюдается повышенный интерес к проблемам детской одаренности в целом и одаренных, талантливых детей в частности. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач образования. В городе Благовещенске сложилась определенная система работы с одаренными детьми, а также созданы условия для личностно - ориентированного образования. С 1998 года была принята подпрограмма "Одаренные дети", в реализации которой участвовали все учреждения образования. Главной ее целью было выявление и развитие талантливых учащихся. Она дала импульс к созданию школьных подпрограмм. Целостная социально - целесообразная муниципальная система образования предоставляет учащимся право выбора:

- учреждения повышенного уровня (гимназия, прогимназия, лицей);

- школ с углубленным изучением отдельных предметов (7);

- классов с расширенным и углубленным изучением предметов (255 кл.);

- специализированных и факультативных курсов (474 группы).

Усиливается процесс интеграции образовательных учреждений с вузами и сузами. Совершенствуются формы допрофессиональной подго-товки учащихся через увеличение количества и направлений деятель-ности профильных классов (25 классов, 694 учащихся).

Введены дополнительные предметы, спецкурсы, направленные на развитие личности и творческих способностей учащихся, овладение ими новыми информационными технологиями:

- базовое изучение информатики с 7 класса;

- раннее обучение работе на компьютере;

- пропедевтический курс химии и физики, основы экономических знаний, граждановедение, этика, психология.

В школах города психологами применяются разнообразные виды методик:

- школьный тест умственного развития (ШТУР) К.М.Гуревича;

- тест структуры интеллекта Рудольфа Амтхауера;

- методика определения уровня словесно - логического мышления доктора психологических наук Л.И.Переслени;

- школьный тест освоенности мышления учащихся 5 класса (ШТОМ - 5) и другие.

В ДОУ организована работа различных кружков, студий, групп эстетического развития, активно используются развивающие игры, в т.ч. компьютерные (ДОУ N 19, прогимназия). В системе проводятся конкурсы, выставки, концерты.

Получает все более широкое распространение научно - исследовательская работа в учреждениях образования, представленная различными формами: школьные НОУ, олимпиады, конкурсы, научно - практические конференции. За 6 лет работы городского НОУ "Эрудит" более 300 выпускников продолжают научно - исследовательскую работу в вузах города.

Ежегодно проводится научно - практическая конференция "Старт в науку" по 10 направлениям, в которой принимают участие более 120 учащихся школ города. В течение 4-х лет учащиеся городского НОУ "Эрудит" принимают участие в федеральной научно - образовательной программе "Юность. Наука. Культура", 9 участников стали лауреатами.

В течение 2-х лет работает опытно - экспериментальная площадка на базе гимназии N 1 "Одаренные дети в современной школе". В результате проводимой работы систематизированы диагностические методики по выявлению и развитию одаренных детей, составлена структура индивидуального плана работы с одаренным ребенком, в стадии разработки индивидуальные планы работы учителей - предметников.

При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе известен опыт учителей гимназии N 1, школ NN 2, 5, 9, 11, 12, 16, 22, 25, которые широко используют уроки творчества, развивающие экскурсии, творческие конкурсы, викторины.

Для одаренных подростков среднего школьного возраста заметно расширилась тематика кружков, секций, введены факультативные занятия, спецкурсы.

Акцент обучения и развития одаренных учащихся старшего школьного возраста смещается на формирование классов с углубленным изучением отдельных предметов, введение спецкурсов.

За последние годы в городе сложилась система стимулирования одаренных детей:

- творческие каникулы;

- слеты отличников;

- конкурсы "Ученик года";

- профильная смена "Одаренные дети";

- персональные премии.

В целях поддержки детей, проявивших выдающиеся способности к определенным видам деятельности, Постановлением мэра N 3146 от 15 декабря 1999 года утверждено 30 именных стипендий.

Складывается система работы с педагогическими кадрами. В учреждениях образования проводятся семинары, практикумы по проблемам одаренности: "Развитие познавательного интереса через личностно - ориентированное обучение" (СПОШ N 11), "Поисковые и исследовательские методы обучения школьников" (СПОШ N 4), "Круглый стол", "Одаренный ребенок в классном коллективе" (СПОШ NN 10, 23), "Новые технологии обучения" (СПОШ NN 27, 16).

В СПОШ NN 4, 18, 11, 12 созданы проблемные и творческие группы, занимающиеся изучением методик, технологий для работы с одаренными детьми. В СПОШ N 25 успешно работает лаборатория "Одаренные дети", в СПОШ N 22 - кафедра "Одаренный ребенок". В СПОШ N 27 проведено исследование по проблеме: "Способности учителя к работе с одаренными детьми", по результатам которого разработаны рекомендации, составлен план консультаций для учителей. Сделаны первые шаги по созданию индивидуальных планов работы с одаренными детьми в СПОШ N 5 (Брегадзе С.С., Онищук В.И., Сомова Н.В., Чистякова Л.А., Гладун И.А.).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"


- совершенствование системы выявления и развития одаренных детей;

- дальнейшая индивидуализация и дифференциация учебно - воспитательного процесса;

- организация социально - экономической поддержки одаренных детей;

- усиление внимания подготовке и повышению педагогического мастерства учителей, педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми и их семьями;

- научно - методическое обеспечение работы с одаренными детьми;

- медико - оздоровительная поддержка одаренных детей;

- психолого - педагогическая поддержка одаренных детей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Целью городской программы "Одаренные дети" на 2003 - 2005 гг. является создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- создание оптимальных условий и дальнейшее совершенствование существующей системы для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;

- развитие сети специализированных классов, других форм работы с одаренными детьми, укрепление их материальной базы;

- проведение целевых мероприятий с одаренными детьми;

- моральное и материальное стимулирование одаренных детей;

- внедрение передового опыта, новых технологий и направлений работы с одаренными детьми;

- организация поисково - экспериментальной работы в учреждениях образования.

Вместе с тем работа с одаренными детьми нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании:

- не решен вопрос целенаправленной подготовки кадров для работы с одаренными детьми по видам одаренности;

- существующая учебно - методическая база не позволяет в полной мере создавать условия для удовлетворения познавательных потребностей одаренных учащихся, развития их потенциальных возможностей, подготовки к самореализации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»