ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 января 2003 года N 1
ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2002 ГОДУ И ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2003 ГОДУ
В 2002 году удалось сохранить положительную динамику производства в ряде отраслей экономики области. Наблюдается рост производства в сельском хозяйстве на 7,5%. Производство в отраслях транспорта и связи вырастет на 3%, в промышленности - на 1%. По итогам 2002 г. валовые инвестиции ожидаются в сумме 12,50 млрд. рублей. В 2002 году продолжалась реализация областных целевых программ социального и экономического развития области.
Наблюдаются позитивные изменения и в уровне жизни населения. В 2002 г. возросли в реальном исчислении располагаемые денежные доходы населения на 5 - 7%, среднемесячная заработная плата - на 34% и средний размер месячной пенсии - на 12%. Сократилась задолженность по выплате заработной платы в среднем на 10%, в том числе работникам бюджетной сферы.
В 2002 году наметилась тенденция снижения задолженности перед бюджетом. Улучшилась динамика поступлений налогов и платежей в бюджет области. На территории области собрано налогов в бюджеты всех уровней на 43% выше уровня 2001 года. Предприятиями промышленности сформировано 28% налоговых доходов (в том числе электроэнергетики - 6,7%, пищевой промышленности - 6,6%), предприятиями транспорта - 23%, предприятиями строительства - 14,5%.
Вместе с тем социально - экономическое положение в области все еще остается недостаточно стабильным. В 2002 году не удалось в полной мере сохранить появившиеся в 2000 - 2001 годах положительные тенденции. Ожидаемый объем валового регионального продукта (ВРП) составляет 97% от уровня 2001 года. Т.о., несмотря на наличие определенных позитивных тенденций, социально - экономическое развитие Амурской области по-прежнему находится под влиянием целого комплекса негативных факторов.
Несмотря на ожидаемое в 2002 году улучшение динамики денежных доходов населения данный показатель остается самым низким как в сравнении с регионами Дальневосточного федерального округа, так и в сравнении со среднероссийским показателем.
Заметный рост валовых инвестиций вызван факторами, связанными не с реальным улучшением инвестиционного климата Амурской области, а с реализацией инвестиционных проектов, финансируемых по линии федеральных целевых программ (Бурейская ГЭС, железная дорога "Улак - Эльга", федеральная автомобильная дорога "Чита - Хабаровск"), по которым в 2002 году будет освоено 75% валовых инвестиций. При этом инвестиционная активность предприятий Амурской области в 2002 году остается недостаточной.
Высокая степень зависимости от внешних источников привлечения капитала привела к тому, что в 2002 году в результате приостановки финансирования работ по строительству железной дороги "Улак - Эльга" не удалось сохранить положительные тенденции роста валового регионального продукта области, сложившиеся в 2001 году. Кроме того, сама величина валового регионального продукта по-прежнему остается на низком уровне. В расчете на душу населения величина ВРП составляет примерно 60% от среднероссийского показателя. В структуре ВРП области преобладает продукция либо ресурсно - сырьевых производств с низким уровнем добавленной стоимости в цене продукции, либо производств, ориентированных на внутренний рынок, с низким уровнем налоговых платежей в областной бюджет.
Налоговые поступления на душу населения Амурской области в 2 раза ниже, чем в среднем по Дальневосточному региону. Объем валового регионального продукта не обеспечивает формирование полноценного бюджета. В структуре доходов бюджета области собственные источники занимают не более 50%. Имеет место снижение объемов производства и налоговой базы в ведущих отраслях экономики: электроэнергетике, топливной промышленности, машиностроении. Остается низкой загрузка производственных мощностей машиностроительных предприятий. По-прежнему велика доля нерентабельных предприятий - свыше 50%.
Главная проблема социально - экономического развития Амурской области состоит в том, что за экономикой области происходит закрепление только первичных звеньев экономико - технологической системы производства, т.е. специализация на поставках сырья и полуфабрикатов, потеря качественных ресурсов развития, сокращение добавленной стоимости и сужение налоговой базы.
В целях преодоления отрицательных тенденций, улучшения экономической ситуации и обеспечения условий экономического роста в области в 2003 году постановляю:
1. Структурным подразделениям администрации области по итогам 2002 года провести анализ работы курируемых отраслей и сфер экономики и принять неотложные меры по повышению их эффективности и усилению государственного влияния на происходящие процессы.
2. Принять за основу при разработке структурными подразделениями администрации области, а также администрациями городов и районов планов и программ экономического и социального развития основные показатели прогноза социально - экономического развития Амурской области на 2003 год (приложение N 1).
3. Утвердить основные направления экономической политики в Амурской области в 2003 году (приложение N 2).
4. Утвердить план действий администрации области по развитию экономики Амурской области на 2003 год (приложение N 3).
5. Комитету экономики (В.И.Чекулаев), финансовому департаменту (А.И.Орел), комитету администрации области по управлению государственным имуществом Амурской области (В.В.Терехов), комитету международных, внешнеэкономических связей и торговли (Н.Л.Савин), комитету цен (Е.Е.Москалец), управлению труда (Е.И.Волков), комитету по промышленности, транспорту и связи (В.Е.Песков), комитету по архитектуре и строительству (В.Г.Гнилоухова), комитету жилищно - коммунального хозяйства (В.М.Емельяненко), агропромышленному комитету (В.И.Штанько), комитету по природопользованию и горнодобывающему комплексу (Н.А.Старков), комитету по здравоохранению (А.В.Платонов), комитету по образованию (В.П.Елфимов), комитету по культуре (А.И.Мишунин), управлению социальной защиты населения (А.В.Гальцев) обеспечить выполнение плана действий администрации области по развитию экономики Амурской области в 2003 году и обеспечить достижение прогнозных показателей социально - экономического развития области.
6. Руководителям структурных подразделений администрации области в сроки до 20 июля 2003 года и до 1 февраля 2004 года представлять в комитет экономики администрации области информацию о выполнении плана действий по итогам первого полугодия и по итогам года.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
И.О. Главы Администрации
Амурской области
В.В.МАРЦЕНКО