2.1. Макроэкономическая политика
Бюджетная политика
Приоритетным направлением развития бюджетной политики области на данный период станет создание условий и предпосылок для перехода к максимально эффективному управлению государственными и муниципальными финансами области в соответствии с приоритетами государственной политики в рамках реформы бюджетного сектора.
В целях формирования эффективной бюджетной политики области и ее устойчивости будет усилена работа по повышению эффективности расходования бюджетных средств и обеспечению социальной направленности бюджета области.
Повышение эффективности бюджетных расходов, прежде всего, будет связано с осуществлением преобразований в области бюджетного процесса.
Реформирование бюджетного процесса начнется с формирования на областном уровне законодательной и нормативной правовой базы и приведения ее в соответствие нормам федерального бюджетного и налогового законодательства в рамках полноценного осуществления бюджетного процесса, в том числе построения новой системы межбюджетных отношений.
В бюджете с 2006 года межбюджетные отношения претерпят принципиальные структурные преобразования, что связано с разграничением расходных и доходных полномочий между органами государственной власти области и органами местного самоуправления.
Совершенствование форм и механизмов межбюджетного регулирования через законодательство области позволит сократить возникающие диспропорции в сбалансированности местных бюджетов.
В рамках повышения эффективности бюджетных расходов необходимо провести инвентаризацию как сети учреждений бюджетного сектора для их преобразования в иные организационно-правовые формы, так и расходных обязательств с целью их разделения на "действующие" и "принимаемые" для более качественного составления областного реестра расходных обязательств.
Основным направлением повышения эффективности использования бюджетных средств должно явиться создание механизмов, при которых бюджетные услуги могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм.
Реформирование бюджетного процесса будет осуществляться и через адаптацию новой бюджетной классификации Российской Федерации и внедрение нового метода бюджетного учета, что значительно повысит прозрачность бюджета на стадии планирования и исполнения бюджета. Учет по методу начисления позволит оперативно реагировать и оценивать финансовые последствия принимаемых решений в налогово-бюджетной сфере. Эти задачи будут решаться через централизованное обеспечение автоматизированной единой системы управления исполнения областного бюджета и распространение новых программных продуктов.
Организация бюджетного процесса должна перейти от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" к "управлению результатами" и основываться на предусмотренной на федеральном уровне концепции "бюджетирования, ориентированного на результаты", разработке на областном уровне финансовых нормативов затрат в рамках краткосрочного и среднесрочного планирования. Это позволит планирование расходов осуществлять с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг).
В области повышения доходов консолидированного бюджета области предполагается установить оптимальные ставки налогообложения, обеспечивающие увеличение налоговых поступлений.
Будет осуществлен переход на новый порядок сбора земельного налога.
Бюджетная политика в сфере государственных закупок будет направлена на эффективность расходования бюджетных средств и совершенствование системы государственных закупок. Основными задачами Администрации области в этом направлении должны стать:
- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей государственные закупки;
- обеспечение эффективного контроля за проводимыми государственными закупками;
- организация обучения специалистов по курсу "Управление закупками для государственных нужд".
Налоговая политика
Налоговая политика является одним из наиболее эффективных инструментов осуществления социально-экономической политики, проводимой Администрацией области. Динамичное социально-экономическое развитие области, увеличение инвестиций в развитие производства, повышение уровня жизни и расширение платежеспособного спроса населения невозможны без проведения целенаправленной налоговой политики.
Для достижения основных целей социально-экономического развития области в сфере налоговой политики на среднесрочную перспективу необходимо решить следующие задачи:
- оптимизировать практику предоставления налоговых льгот, заменяя их в случае необходимости субсидированием и кредитованием;
- расширить практику предоставления налоговых освобождений субъектам инвестиционной деятельности, реализующим производственные проекты в соответствии с Законом Амурской области "Об инвестиционной деятельности в Амурской области";
- продолжить практику осуществления государственной поддержки субъектов хозяйствования для сохранения промышленного потенциала путем принятия решений о создании запасов временно неиспользуемого имущества предприятий и организаций области;
- продолжить работу областной комиссии по неплатежам с целью обеспечения более высокой собираемости налогов;
- продолжить практику определения финансового и экономического потенциалов муниципальных образований, выявления резервов и подготовки конкретных мероприятий по каждому городу, району.
Кредитная политика
Несмотря на повышение активности банковского сектора в кредитовании реального сектора экономики и физических лиц остается незначительной роль банков в инвестиционном процессе области. Доля банковских кредитов в общем объеме инвестиций в основной капитал составила всего 7,6 процента, из них 0,7 процента, или 127 млн. руб., - это кредиты, предоставленные кредитными организациями, расположенными на территории области, под инвестиционные проекты.