Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА 2012 - 2015 ГОДЫ" (с изменениями на: 11.12.2013)


      2. Содержание проблемы и обоснование ее решения программным методом

2.1. Анализ ситуации


Правительством области в течение последнего десятилетия проводится политика социального партнерства, которая привела к усилению роли негосударственных некоммерческих организаций в становлении институтов гражданского общества и решении проблем социально-экономического развития области. Достигнутый уровень социально-экономического и общественно-политического развития Амурской области - это общий результат работы всех ветвей власти и гражданского общества, в котором изначально заложена огромная созидательная сила. Совместная работа поможет и в дальнейшем находить неординарные пути решения важнейших задач развития области, использовать значимые идеи и реализовывать социальные программы.

Подпрограмма разработана с учетом задач, поставленных Президентом Российской Федерации в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, по модернизации экономики страны. Модернизация коснулась отношений государства и институтов гражданского общества. В связи с принятием Федерального закона от 5 апреля 2010 года N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" изменилась система взаимодействия органов власти и общественности. Законом предусмотрены новые подходы экономической поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации являются основными институтами гражданского общества и значимыми партнерами органов государственной власти в решении стоящих перед обществом проблем. В настоящее время в Амурской области действуют более 500 социально ориентированных некоммерческих организаций, имеющих статус юридического лица (ветеранские, благотворительные, женские, инвалидов, фонды, молодежные и иные социально ориентированные некоммерческие структуры). В соответствии с основным учредительным документом некоммерческих организаций - уставом - деятельность этих организаций направлена на решение тех же задач, которые решают исполнительные органы государственной власти Амурской области в сфере образования, социального обеспечения, здравоохранения, культуры, просвещения, науки, защиты малоимущих слоев населения, а также материнства и детства, создания здоровой среды обитания, содействия охране общественного порядка и других.

Некоммерческие организации независимо от вида и характера их деятельности стремятся к консолидации общества, развитию социального партнерства, взаимодействию населения с исполнительными органами государственной власти Амурской области, решению проблем населения.

Среди организаций, оказывающих социальные услуги населению, больше половины делают это на безвозмездной основе и только 10% ориентированы на получение денежных средств за предоставление помощи. Оценивая общий спрос на услуги, оказываемые социально ориентированными некоммерческими организациями, более трети из числа опрошенных представителей организаций отметили, что спрос существенно превышает предложение, и только 7% опрошенных указали, что спрос на услуги, предоставляемые их организацией, ниже предложения. В качестве основных причин невозможности повысить эффективность социальных услуг представители некоммерческих организаций назвали отсутствие поддержки со стороны органов государственной власти и местного самоуправления (39% опрошенных) и бизнеса, недостаток денежных средств и слабую материальную базу (15,4%), а также несовершенство действующего законодательства в сфере поддержки некоммерческих организаций (9,2% от общего числа опрошенных).

Своим реальным трудом социально ориентированные некоммерческие организации стремятся оказать помощь в решении важнейших задач социально-экономического развития региона. Поэтому сегодня политика в отношении поддержки некоммерческого сектора направлена на содействие и помощь, в том числе и финансовую, социально ориентированным организациям, работающим в интересах области. В настоящее время диалог органов власти и общественности последовательно развивается, в том числе при конструктивном содействии созданной в 2008 году общественной палаты Амурской области, общественных структур, действующих при губернаторе Амурской области: советов и комиссий, являющихся эффективными проводниками связи между населением и властью.

Изменениями в Федеральном законе от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрены поддержка имущественная, финансовая, информационная и консультационная, а также государственная поддержка подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций. Предусмотрено составление реестров таких организаций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Подпрограмма "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Амурской области на 2012 - 2013 годы" позволит сформировать систему экономической поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на условиях конкурса проектов и проведения мероприятий, создать условия развития партнерства через межсекторное сотрудничество (государство, бизнес, некоммерческие организации) и взаимодействие органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций для модернизации экономики и решения социальных проблем населения региона.

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 02.12.2011 N 859)

2.2. Описание проблемы, на решение которой направлена подпрограмма


Подпрограмма "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Амурской области на 2012 - 2013 годы" является новым этапом в развитии политики социального партнерства власти и общества в регионе.

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 02.12.2011 N 859)

Подпрограмма рассматривает в качестве проблемы низкую включенность некоммерческого сектора области в социально-экономическую жизнь амурского общества и слабость материальной базы социально ориентированных некоммерческих организаций. Несмотря на то, что в области зарегистрировано свыше 500 социально ориентированных некоммерческих организаций, активных, сильных организаций недостаточно. 60 - 70 организаций взаимодействуют с органами государственной власти области, органами местного самоуправления через управление внутренней политики области, посредством участия в реализации областных и долгосрочных целевых программ "Поддержка общественных инициатив на 2003 - 2005 годы", "Поддержка негосударственных некоммерческих общественных объединений и молодежи на 2006 - 2008 годы", "Молодежь Амурской области на 2009 - 2011 годы".

Анализ итогов реализации программ показывает их эффективность. Только по областной целевой программе "Поддержка общественных инициатив на 2003 - 2005 годы" дополнительно было привлечено 2921527 рублей. Эффективность очевидна - на каждый рубль вложенных бюджетных средств отдача, в среднем, составила более 3,5 рубля. Также по программе выделено 2020 тыс. рублей на возведение жилого многоквартирного дома в 35 квартале города Благовещенск для участников боевых действий на территории других государств и участников локальных конфликтов. В рамках программы была оказана помощь в реализации проектов общественным организациям и различным фондам (общество "Красный Крест", Амурский областной совет ветеранов войны и труда, Амурское отделение Российского фонда мира, Амурская организация инвалидов, Амурское общество слепых), поддерживающим социально незащищенные слои населения. Общий объем бюджетных ассигнований составил 707 тыс. рублей.

Благодаря вышеуказанным программам удалось активизировать общественность области, усилить взаимодействие между социально ориентированными некоммерческими организациями и властью.

При этом общественные и социально ориентированные некоммерческие организации, действующие на территории муниципальных образований области, имеют очень слабую материальную базу (кроме областного центра). Некоторые не имеют даже телефонов и какой-либо оргтехники, осуществляют деятельность только благодаря поддержке местных администраций. При этом многим администрациям отдаленных районов недоступен Интернет. Информация и новые знания к ним поступают с опозданием или вообще не доходят. Купить литературу, компьютер, программы обеспечения и даже бумагу нет средств, отсутствуют также средства на аренду помещений. Поэтому социально ориентированные некоммерческие организации нуждаются в имущественной, финансовой, информационной, консультативной, образовательной поддержке и других услугах. Не случайно сегодня многие организации некоммерческого сектора стоят перед выбором: закрываться или продолжать деятельность на общественных началах и на дому, что противоречит действующему законодательству.

Сложившаяся ситуация требует активных совместных действий власти, бизнеса и общества, направленных на повышение эффективности использования имеющихся в регионе ресурсов, в том числе и потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций. Настоящая подпрограмма обеспечит преемственность достигнутых на сегодня основных форм взаимодействия и сотрудничества социально ориентированных некоммерческих организаций с органами власти Амурской области, даст дополнительный импульс общественно-гражданским инициативам населения, некоммерческим, коммерческим организациям, имеющим социальные программы, обеспечит выход системы финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Амурской области на новый качественный уровень.

Такое взаимодействие укрепит доверие со стороны граждан к органам государственной власти Амурской области, а также к органам местного самоуправления, занимающимся решением социальных проблем. Одновременно органы власти получат возможность более оперативно получать информацию и реагировать на животрепещущие проблемы населения. Различные формы экономического взаимодействия органов власти и социально ориентированных некоммерческих организаций (проведение конкурсов, выделение грантов (субсидий), социальных заказов и др.) позволят более эффективно использовать имеющиеся финансовые ресурсы области, а также средства некоммерческих организаций, направляемые для осуществления целевых социальных проектов.

Реализация данной подпрограммы позволит создать завершенную систему мероприятий в работе с некоммерческим сектором области и представить полную ситуацию развития гражданского общества в Амурской области.

2.3. Оценка действующих мер социально-экономической политики в сфере действия подпрограммы


Подпрограмма "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Амурской области на 2012 - 2013 годы" является новым этапом поддержки и развития социально ориентированных некоммерческих организаций в регионе.

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 02.12.2011 N 859)

Деятельность данной подпрограммы регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";