Количественные параметры сферы реализации задачи "Создание условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления области" в 2009 - 2012 годах
Наименование | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Количество муниципальных образований, получивших: | |||||
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) | 26 | 26 | 25 | 26 (с учетом дополнительного норматива от НДФЛ) | |
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений | 293 | 296 | 295 | 291 | |
Объем распределенной законом Амурской области об областном бюджете дотации: | |||||
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), тыс. руб. | 1566593,0 | 1549587,0 | 1654225,3 | 1239025,0 (с учетом дополнительного норматива от НДФЛ) | |
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, тыс. руб. | 24418,0 | 26018,2 | 60018,4 | 61144,9 | |
Число муниципальных образований, получивших дотации на доведение финансовой помощи до уровня текущего года | 20 | 21 | 29 | - | |
Объем распределенной законом Амурской области об областном бюджете дотации на доведение финансовой помощи до уровня текущего года, тыс. руб. | 438655,0 | 291997,3 | 646000,9 | - | |
Число муниципальных образований, получивших дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов | - | - | - | 27 | |
Объем распределенной законом Амурской области об областном бюджете дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, тыс. руб. | 1901213,3 | ||||
Число муниципальных образований, получивших бюджетные кредиты из областного бюджета | 6 | 7 | 10 | 5 | |
Объем муниципального долга, тыс. рублей | 483518,1 | 567605,3 | 974769,8 | 1141726,3 | |
Число муниципальных образований, имевших нарушения бюджетного законодательства, количество нарушений, не устраненных на конец года и по итогам года | 9 | 14 | 24 | 60 | |
Число муниципальных образований, допустивших просроченную кредиторскую задолженность, количество муниципальных районов (городских округов) | 9 | 9 | 4 | 4 | |
Число муниципальных образований, в бюджете которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений составила | менее 10 процентов | 4 | 4 | 2 | 2 |
10 - 30 процентов | 315 | 2 | 2 | 2 | |
30 - 70 процентов | 311 | 53 | 40 | 44 | |
свыше 70 процентов | 252 | 256 | 267 | 256 | |
Количество муниципальных образований, имеющих низкое качество управления муниципальными финансами | - | 10 | 8 | 9 |
Из данной таблицы видно, что в ряде муниципальных образований области сохраняется значительная степень зависимости от финансовой помощи за счет средств областного бюджета.
В целях повышения эффективности функционирования бюджетного сектора, в т.ч. обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности местных бюджетов, повышение эффективности выполнения муниципальных функций, качества муниципальных услуг, информированности населения о деятельности органов местного самоуправления, администрациями муниципальных районов и городских округов были утверждены программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, которые в течение 2010 - 2011 годов активно реализовывались при поддержке министерства финансов области. За данный период были отобраны и получили субсидии из областного бюджета на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов 10 муниципальных образований.
Поддержка реформ на местном уровне послужила хорошим проводником для практического внедрения новаций, предусмотренных федеральным бюджетным законодательством (заданий на оказание муниципальных услуг, долгосрочных целевых программ, планирования по действующим и планируемым обязательствам и т.д.).
Для создания стимулов к улучшению качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях на базе повышения эффективности использования бюджетных средств и внедрения передовых технологий управления бюджетным процессом сформирована система оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях. Показатели оценки содержат индикаторы использования в бюджетном процессе передовых инструментов и процедур, открытости бюджетного процесса, качества управления муниципальным долгом, соблюдения норм бюджетного законодательства и т.п.
На основании оценки ежегодно формируется рейтинг муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, в котором в зависимости от полученной оценки муниципальные районы и городские округа разделяются на 3 группы по степени качества управления муниципальными финансами. Результаты рейтинга качества организации бюджетного процесса размещаются на Портале Правительства области.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 25.09.2020 N 652)
Оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах, муниципальных округах и городских округах является мощным нефинансовым инструментом мотивации органов местного самоуправления к повышению эффективности управления муниципальными финансами. В рамках указанной оценки отдельное внимание уделено показателям, характеризующим степень внедрения инноваций в муниципальное управление, например, открытость и прозрачность для общества информации о местных бюджетах и их исполнение, наличие Интернет-сайтов.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 25.09.2020 N 652)
Для оптимизации расходов местных бюджетов на содержание органов местного самоуправления с 2008 года постановлениями Правительства области устанавливаются нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, а с 2010 - дополнительно на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих области. Данные нормативы также являются инструментом регулирования межбюджетных отношений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Они позволяют повысить эффективность использования средств местных бюджетов, направляя высвободившиеся средства на решение других вопросов местного значения, и стимулировать муниципальные образования к развитию экономического потенциала и, соответственно, налогооблагаемой базы для пополнения местных бюджетов. Кроме того, являются одним из средств повышения эффективности оказания муниципальных услуг населению муниципального образования.
Так, за период 2008 - 2012 годов общий объем неэффективных расходов местных бюджетов, сложившихся в результате превышения органами местного самоуправления установленных Правительством Амурской области нормативов, сократился со 177317 до 18297 тыс. рублей.
Реализация указанных мероприятий, безусловно, создала необходимые условия для повышения эффективности и открытости управления государственными финансами и позволила внедрить новые механизмы, повышающие качество его осуществления. Однако совершенствование бюджетного законодательства и бюджетной системы в целом ставит задачи по дальнейшему развитию существующего бюджетного процесса в области.
В настоящее время Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые предусматривают создание правовой базы для перехода к формированию областного бюджета на основе государственных программ. На областном уровне подготовлены соответствующие изменения в закон Амурской области о бюджетном процессе в Амурской области.
В то же время, несмотря на развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами еще не завершен.