Действующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

     
     Таблица 10.


      Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики в 2000 году

Тыс. рублей

 Доля в

 общем

 объеме

Всего                                      

 291174,7

100%    

в том числе:                               

Промышленность                             

 98072,4

 33,7%  

Торговля и общественное питание            

 63215,1

 21,7%  

Оптовая торговля продукцией

производственно-технического назначения    


 40961,9


 14,1%  

Операции с недвижимым имуществом           

 29777,0

 10,2%  

Строительство                              

 16752,  

 5,8%  

Транспорт                                  

 14279,7

 4,9%  

Культура и искусство                       

 6823,6

 2,3%  

Здравоохранение, физическая культура и

социальное обеспечение                     


 6262,6


 2,2%  

Общая коммерческая деятельность по

обеспечению функционирования рынка         


 6111,6


 2,1%  

Связь                                      

 1030,8

 1,4%  

Наука и научное обслуживание               

 1893,1

 0,7%  

Информационно-вычислительное обслуживание  

 692,3

 0,2%  

Прочие виды деятельности сферы

материального производства                 


 617,0


 0,2%  

Жилищно-коммунальное хозяйство             

 700,2

 0,2%  

Геология и разведка недр, геодезическая и

гидрометеорологическая службы              


 400,0


 0,1%  

Непроизводственные виды бытового

обслуживания населения                     


 325,1


 0,1%  

Финансы, кредит, страхование, пенсионное

обеспечение                                


 247,9


 0,1%  

Образование                                

 11,8

 0,004%


Так, в 2000 году 42,9% от общего числа малых предприятий г. Красноярска представлено предприятиями торговли и общественного питания, 11,6% - промышленным производством, 11,2% - строительством (табл. 9 <1>).

     ________________

<1> Источник информации - статбюллетень Госкомстата России. Основные итоги сплошного единовременного обследования малых предприятий г. Красноярска по результатам работы за 2000 г. Красноярск, 2001.

В 2002 году по сравнению с 2000 годом произошло снижение числа малых предприятий в торговле и общественном питании и их доли в общем числе малых предприятий (с 42,3% до 23%), хотя тенденция снижения малых предприятий в этой отрасли в целом по России не наблюдается. Выраженная тенденция снижения числа малых предприятий отмечена и в строительстве. В промышленности снижение числа малых предприятий не происходило.

На данные тенденции повлияли следующие факторы:

- отсутствие комплексной программы поддержки субъектов малого предпринимательства со стороны администрации города;

- структурные изменения в промышленности города и структурный сдвиг в сторону сырьевых и экспортно ориентированных отраслей (в 2002 году доля продукции машиностроения и металлообработки составила 23,4%, пищевой промышленности - 9,1%, против 22,7% и 8,4% в 2001 году соответственно);

- приватизация отдельных объектов и ликвидация предприятий и организаций всех форм собственности (в целом по городу по данным Арбитражного суда Красноярского края было признано банкротами и ликвидировано 1175 предприятий и организаций всех форм собственности);

- увеличение удельного веса инвестиций в основной капитал малых предприятий в промышленности по сравнению с другими отраслями экономики;

- укрупнение малых предприятий в торговле и общественном питании и снижение жизненного цикла мелких предприятий в данной отрасли.

Наибольший удельный вес инвестиций в основной капитал малых предприятий по сравнению с другими отраслями экономики наблюдался в 2000 году в промышленности (табл. 10).

Сложившаяся отраслевая структура малого предпринимательства в городе повторяет общероссийскую и свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность развиваются не в достаточной мере.

В г. Красноярске в сложившихся условиях отсутствует эффективная система координации и партнерства между различными действующими элементами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства регионального и муниципального уровней (с Центрально-Сибирской торгово-промышленной палатой; Красноярским агентством поддержки малого и среднего бизнеса; союзами и некоммерческими объединениями предпринимателей). Позитивным моментом в этом направлении стала в 2002 году I Межрегиональная выставка-форум "Предпринимательство Сибири. Договор-2002", проведенная администрацией г. Красноярска, администрацией Красноярского края совместно с общественными объединениями предпринимателей и товаропроизводителей в целях содействия прямым международным и межрегиональным деловым контактам производственной кооперации малых предприятий.

Оборот розничной торговли потребительского рынка краевого центра составляет половину общего объема продаж в целом по краю.

Основную массу оборота розничной торговли в Красноярске формируют торгующие вне рынков индивидуальные предприниматели, малые предприятия розничной торговли и продажа товаров на городских рынках. Доля крупных и средних предприятий розничной торговли (к числу которых относятся супермаркеты, гипермаркеты и пр.) в 2002 - 2003 годах составляла 11,1% - 14% всего розничного оборота.

Лидерами розничной торговли стабильно являются Центральный и Железнодорожный районы. Активно развивается розничная торговля на территориях Свердловского, Советского и Октябрьского районов, что обеспечивает снижение удельного веса продаж в традиционно лидирующих городских территориях (рис. 6) (не приводится).

Следует отметить тенденцию роста потребительского рынка периферийных районов до уровня центральных, инфраструктурно развитых. Это обеспечивается вводом новых торговых комплексов, расширением сетей существующих крупных торговых предприятий, образованием новых городских продуктовых, вещевых и смешанных рынков.

Рост предложения товаров и услуг жителям города сопровождается негативной тенденцией вытеснения местных предпринимателей представителями московских торговых сетей.

В целом следует отметить увеличение потребления населением услуг индустрии отдыха, к числу которых можно отнести отдых и развлечения, массовые мероприятия, путешествия и походы, занятия спортом и др. Это обеспечивает рост числа летних кафе, ресторанов, баров, ночных клубов, саун, игорных заведений, кинотеатров, сценических площадок, спортивных клубов и других заведений. Динамика показателей состояния потребительского рынка г. Красноярска за период с 2000 по 2003 годы представлена в табл. 11.