Действующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА


Экономика России и конкурентные возможности Красноярска. Макроэкономическая ситуация


Основные источники развития были и остаются для Красноярска внутри России. Только в контексте общероссийских экономических тенденций может быть выработана эффективная стратегия развития Красноярска.

Основные особенности состояния социально-экономической системы России на современном этапе могут быть охарактеризованы наличием сложных и противоречивых тенденций. Происходит нарастание зависимости экономики от сырьевых отраслей при стагнации несырьевого сектора. Остается низкой инвестиционная активность. Сохраняется высокая налоговая нагрузка на несырьевой сектор экономики при относительно умеренной нагрузке на сырьевой сектор.

В Программе Правительства РФ на среднесрочную перспективу до 2007 года основной задачей поставлено создание условий и активизация факторов, обеспечивающих переход экономики к устойчивому росту с темпами до 6 - 8% в год. Для этого будут создаваться условия формирования экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны, что предполагает завершение разработанных в среднесрочной программе институциональных и структурных преобразований. Планируется обеспечить постепенную трансформацию структуры экономики в целом. Это подразумевает необходимость задействовать все источники роста: увеличение несырьевого экспорта, импортозамещение, развитие новых секторов экономики, прежде всего, инновационной экономики и сектора рыночных услуг.

Реализация этих направлений, несомненно, создаст дополнительные возможности для наращивания экономического потенциала Красноярска, решения его социальных и экологических проблем.

Вместе с тем прогнозируемые изменения в российской и мировой экономике, а также особенности намечаемых на федеральном уровне социально-экономических реформ создают для города целый ряд серьезных ограничений и факторов риска социально-экономического развития.

1. Федеральный и региональные бюджеты 2004 года сформированы в условиях благоприятной конъюнктуры цен на нефть, газ и цветные металлы. Даже при этих условиях их исполнение ожидается очень напряженным. Ситуация станет критической при спаде ценовой конъюнктуры, который неизбежен.

2. Глобализация мировой экономики усилит конкуренцию на мировых рынках, что может привести к сокращению занятости, объемов финансирования социальных программ и снижению налога на прибыль крупных российских ФПГ, в том числе представленных в экономике города.

3. Укрепление рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам (вследствие установки Правительства РФ на: развитие несырьевого сектора экономики страны, достижение конвертируемости рубля и вступление РФ в ВТО) будет объективно вести к снижению прибыли экспортеров города и сокращению налога на прибыль.

4. Сырьевая специализация экономики Красноярского края будет тормозить его экономический рост, сдерживать рост налогооблагаемой базы краевого бюджета и возможности увеличения доходов бюджетов муниципальных образований за счет межбюджетных механизмов.

5. Федеральные реформы (административная, налоговая, межбюджетная) приведут к потере доходов (в частности, в результате разграничения прав собственности на земельные ресурсы) и росту обязательств региональных бюджетов (дополнительные расходы на выплату детских пособий, социальную защиту и др., финансирование социальных учреждений, переданных на баланс города и др.).

6. Реформирование электроэнергетики, закрепление монопольного характера ЖКХ, ветшание жилого фонда и ряд других факторов будут вести к росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги и росту бюджетных расходов на выплату жилищных субсидий.