Компоненты изменения численности населения Красноярска
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Численность населения на начало года (тыс. человек) | 878,7 | 880,5 | 879,4 | 873,9 | 868,8 | 868,6 | 870,9 | 873,7 | 875,1 | 877,6 | 875,3 | 875,7 | 875,2 | 912,21 <1> |
Естественный прирост (убыль) на 1000 жителей | 3,7 | 1,2 | -0,9 | -4,5 | -4,9 | -5,2 | -4,0 | -4,1 | -4,1 | -5,5 | -5,5 | -4,2 | -3,3 | -2,8 |
Миграционный прирост (убыль) на 1000 жителей | -1,9 | -1,7 | -5,2 | -0,5 | 4,9 | 8,2 | 6,9 | 5,7 | 7,0 | 2,9 | 5,3 | 3,6 | 5,1 | 3,1 |
Общий прирост (убыль) на 1000 жителей | 1,8 | -0,5 | -6,1 | -5,1 | 0,0 | 3,0 | 2,9 | 1,6 | 2,9 | -2,6 | 0,2 | -0,6 | 1,8 | 0,3 |
________________
<1> Существенное расхождение результатов переписи населения с данными текущего учета предыдущих лет связано, прежде всего, с несовершенством текущей регистрации миграционного движения населения и занижением числа приезжающих в город на постоянное жительство.
Уровень младенческой смертности считается надежным объективным признаком социально-экономического и культурного благополучия, в том числе отражает и развитие систем и служб здравоохранения. Пять лет назад уровень младенческой смертности ниже 11,0 на 1000 живорождений наблюдался лишь в Самарской области (10,1) и Санкт-Петербурге (10,7). В Восточно-Сибирском регионе уровень младенческой смертности был самым высоким (22,8), за исключением республик с высокой рождаемостью. В городе Красноярске в 1999 году уровень младенческой смертности составлял 20,6 на 1000 родившихся живыми. В результате планомерной целенаправленной работы по реорганизации системы охраны материнства и детства в 2003 г. в городе младенческая смертность снижена до 9,9 на 1000 родившихся живыми, что в 2,1 раза ниже первоначального уровня (в концепции развития здравоохранения Красноярского края предполагается достичь уровня младенческой смертности 12,0 на 1000 живорожденных к 2010 году).
Неблагоприятные изменения в показателях воспроизводства сказались и на возрастном составе населения города. За период 1991 - 2002 гг. численность лиц моложе трудоспособного возраста уменьшилась с 23,6% до 16,6%, а доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 14,5% до 18,3%.
В 2003 году численность экономически активного населения Красноярска составила 471,9 тыс. человек (51,7% от численности населения). Численность безработных по методологии МОТ составила 34,5 тыс. человек (7,3% экономически активного населения). Численность зарегистрированных безработных в городе (на 01.01.2004) - 5,0 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы - 0,94%. Основная часть зарегистрированных безработных (74,8%) - женщины. Более четверти безработных составляет молодежь в возрасте 16 - 29 лет.
Специфическое состояние рынка труда города Красноярска в настоящее время характеризуется сочетанием значительной скрытой безработицы и низкого уровня официально зарегистрированной.
За годы экономических реформ произошло существенное изменение структуры занятости населения. Падение объемов промышленного производства в первой половине 90-х годов привело к оттоку работников в другие отрасли экономики. Большая часть трудоспособного населения занята теперь в сфере услуг, что соответствует современным мировым тенденциям развития крупных городов. Наблюдается рост доли лиц, работающих не по найму.
Поток населения в ходе трудовой миграции для города Красноярска значителен. Иммигранты в основном заполняют наименее привлекательные для местного населения вакансии. Таким образом, серьезного снижения зарплаты местных работников за счет трудовой миграции не происходит.
В настоящее время сформировалась потребность в совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере труда, так как многие трудовые вопросы оставлены на усмотрение собственников, что приводит к возникновению трудовых споров, конфликтов, нарушению законодательства о труде.
Основными проблемами на рынке труда являются:
- низкая активность колдоговорного процесса в частном секторе экономики города;
- преимущественно формальный характер коллективных договоров;
- отсутствие действенного механизма ответственности за невыполнение условий договора;
- осуществление комитетами труда муниципальных образований преимущественно учетных функций;
- отсутствие участия объединений работодателей в системе регулирования социально-трудовых отношений.
В свете Трудового кодекса РФ, общая концепция которого состоит в том, чтобы сократить до минимума права и гарантии трудящихся в социально-трудовой сфере, обеспеченные обязательствами государства, особую актуальность для города приобретает проблема развития социального партнерства. Это требует расширения перечня вопросов, которые трудовые коллективы должны решать через заключение коллективных договоров и соглашений.