Действующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

Таблица 1.


       Компоненты изменения численности населения Красноярска

 1990

 1991

 1992

 1993

 1994

 1995

 1996

 1997

 1998

 1999

 2000

 2001

 2002

 2003     

Численность

населения

на начало

года (тыс.

человек)    





878,7





880,5





879,4





873,9





868,8





868,6





870,9





873,7





875,1





877,6





875,3





875,7





875,2





912,21 <1>

Естественный

прирост

(убыль) на

1000 жителей




 3,7




 1,2




 -0,9




 -4,5




 -4,9




 -5,2




 -4,0




 -4,1




 -4,1




 -5,5




 -5,5




 -4,2




 -3,3




 -2,8     

Миграционный

прирост

(убыль) на

1000 жителей




 -1,9




 -1,7




 -5,2




 -0,5




 4,9




 8,2




 6,9




 5,7




 7,0




 2,9




 5,3




 3,6




 5,1




 3,1     

Общий

прирост

(убыль) на

1000 жителей




 1,8




 -0,5




 -6,1




 -5,1




 0,0




 3,0




 2,9




 1,6




 2,9




 -2,6




 0,2




 -0,6




 1,8




 0,3     

     ________________

<1> Существенное расхождение результатов переписи населения с данными текущего учета предыдущих лет связано, прежде всего, с несовершенством текущей регистрации миграционного движения населения и занижением числа приезжающих в город на постоянное жительство.

Уровень младенческой смертности считается надежным объективным признаком социально-экономического и культурного благополучия, в том числе отражает и развитие систем и служб здравоохранения. Пять лет назад уровень младенческой смертности ниже 11,0 на 1000 живорождений наблюдался лишь в Самарской области (10,1) и Санкт-Петербурге (10,7). В Восточно-Сибирском регионе уровень младенческой смертности был самым высоким (22,8), за исключением республик с высокой рождаемостью. В городе Красноярске в 1999 году уровень младенческой смертности составлял 20,6 на 1000 родившихся живыми. В результате планомерной целенаправленной работы по реорганизации системы охраны материнства и детства в 2003 г. в городе младенческая смертность снижена до 9,9 на 1000 родившихся живыми, что в 2,1 раза ниже первоначального уровня (в концепции развития здравоохранения Красноярского края предполагается достичь уровня младенческой смертности 12,0 на 1000 живорожденных к 2010 году).

Неблагоприятные изменения в показателях воспроизводства сказались и на возрастном составе населения города. За период 1991 - 2002 гг. численность лиц моложе трудоспособного возраста уменьшилась с 23,6% до 16,6%, а доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 14,5% до 18,3%.

В 2003 году численность экономически активного населения Красноярска составила 471,9 тыс. человек (51,7% от численности населения). Численность безработных по методологии МОТ составила 34,5 тыс. человек (7,3% экономически активного населения). Численность зарегистрированных безработных в городе (на 01.01.2004) - 5,0 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы - 0,94%. Основная часть зарегистрированных безработных (74,8%) - женщины. Более четверти безработных составляет молодежь в возрасте 16 - 29 лет.

Специфическое состояние рынка труда города Красноярска в настоящее время характеризуется сочетанием значительной скрытой безработицы и низкого уровня официально зарегистрированной.

За годы экономических реформ произошло существенное изменение структуры занятости населения. Падение объемов промышленного производства в первой половине 90-х годов привело к оттоку работников в другие отрасли экономики. Большая часть трудоспособного населения занята теперь в сфере услуг, что соответствует современным мировым тенденциям развития крупных городов. Наблюдается рост доли лиц, работающих не по найму.

Поток населения в ходе трудовой миграции для города Красноярска значителен. Иммигранты в основном заполняют наименее привлекательные для местного населения вакансии. Таким образом, серьезного снижения зарплаты местных работников за счет трудовой миграции не происходит.

В настоящее время сформировалась потребность в совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере труда, так как многие трудовые вопросы оставлены на усмотрение собственников, что приводит к возникновению трудовых споров, конфликтов, нарушению законодательства о труде.

Основными проблемами на рынке труда являются:

- низкая активность колдоговорного процесса в частном секторе экономики города;

- преимущественно формальный характер коллективных договоров;

- отсутствие действенного механизма ответственности за невыполнение условий договора;

- осуществление комитетами труда муниципальных образований преимущественно учетных функций;

- отсутствие участия объединений работодателей в системе регулирования социально-трудовых отношений.

В свете Трудового кодекса РФ, общая концепция которого состоит в том, чтобы сократить до минимума права и гарантии трудящихся в социально-трудовой сфере, обеспеченные обязательствами государства, особую актуальность для города приобретает проблема развития социального партнерства. Это требует расширения перечня вопросов, которые трудовые коллективы должны решать через заключение коллективных договоров и соглашений.