В системе муниципального здравоохранения в 2003 году продолжена работа по реорганизации сети медицинских учреждений. В результате общее их количество сокращено до 51.
В целом по отрасли "Здравоохранение" в городе отмечается стабильность в обеспеченности и укомплектованности кадрами. Укомплектованность муниципальных учреждений здравоохранения участковыми врачами-терапевтами составляет 69,2%, участковыми врачами-педиатрами - 87,3%, что не достаточно. Вызывает обеспокоенность укомплектованность врачами скорой медицинской помощи - 59,1% (в 2002 году - 61%) и врачами участковой службы.
Оттока специалистов из отрасли не наблюдается, однако доля молодых специалистов (по данным на начало 2004 года) составляет 2,5% числа врачебных кадров и 3,5% средних медработников (число работников МУЗ старше пенсионного возраста составляет 13%). По состоянию на 01.01.2004 квалификационные категории имеют 2468 (64,4%) врачей и 4265 (68,8%) средних медработников.
В городе функционирует развитая сеть учреждений образования различного уровня, в которых занято 13,4 тыс. человек. В 2003 году количество образовательных учреждений составило 388 единиц, из них 153 общеобразовательные школы, 189 дошкольных учреждений, 32 учреждения дополнительного образования, 6 образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, 5 межшкольных учебных комбинатов, 3 детских дома для детей-сирот.
Доля расходов на образование в общей структуре городского бюджета в период с 2000 по 2003 годы колеблется в пределах 20 - 25% всех расходов городского бюджета.
По итогам исполнения финансовых показателей за 2003 год из бюджетов всех уровней города на содержание муниципальных учреждений образования, подведомственных главному управлению образования администрации города, привлечено 122 млн. рублей внебюджетных средств. Это обусловливает сокращение затрат (в сопоставимых ценах) на содержание одного ребенка в учреждениях сети образования.
Существенной характеристикой образовательной сети города является ее дифференцированность по типам и видам, позволяющая реализовывать наиболее полно государственные гарантии на получение общего образования с учетом потребностей населения, развития и состояния здоровья детей. В целях доступности образования для всех социальных групп осуществляется оптимизация образовательных программ разного уровня и направленности, внедрение новых информационных технологий.
В общеобразовательных школах всех типов и видов обучается 103 тыс. детей, работает около 7 тыс. педагогов. Средняя наполняемость классов по городу составляет 25,3 человека, по школам города наполняемость колеблется от 10,3 до 30 человек.
Школы города занимают активную роль в инновационной системе края и страны. Федеральными экспериментальными площадками являются 27 образовательных учреждений города, на базе которых открыто 10 инновационных Центров повышения квалификации руководящих и педагогических кадров.
В сфере образования оформляются и внедряются новые педагогические позиции и технологии, возрастает общественно-социальный статус школы, развивается исследовательский тип образования, проектные педагогические технологии, создается система социального партнерства с выходом на межведомственное взаимодействие разных служб в интересах ребенка. Большие изменения претерпевает система управления с усилением общественной составляющей.
В городе разработаны концепция и программа молодежной политики, цель которых - создание условий для содействия активности молодежи во всех сферах жизни города, личностной самореализации молодых людей как равных участников преобразований российского общества.
Основными направлениями молодежной политики города Красноярска являются:
- развитие системы органов, занимающихся вопросами занятости молодежи, создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства подростков и молодежи; организация и внедрение новых форм временной занятости молодежи;
- поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений, молодежных инициатив, поддержка талантливой и одаренной молодежи;
- организация и проведение молодежного Форума с целью поддержки социально значимых инициатив молодежи и др.
Наряду с деятельностью сети муниципальных учреждений отрасли "молодежная политика", число которых по состоянию на конец 2003 года составляло 13 единиц, в сфере молодежной политики внедряются технологии общественных изменений (в частности, конкурс проектов на соискание муниципального молодежного гранта), направленные на инициацию социальной активности молодого поколения.
Деятельность системы социальной защиты населения города направлена на поддержание приемлемого уровня и качества жизни малообеспеченных и малоимущих горожан, смягчение отрицательного влияния социально-экономической нестабильности на их жизнедеятельность. На 01.01.2004 численность социально незащищенных граждан составляла 34,6% всего населения города и включала:
пенсионеров - 220,93 тыс. человек, или 24% населения (из них по возрасту - 161,2 тыс. человек);
инвалидов - 67,7 тыс. человек (в том числе детей-инвалидов - 2,9 тыс. человек);
многодетных семей - 2,8 тыс. человек;
неполных семей - 24,6 тыс. человек.
Социальными учреждениями города за 2003 год обслужено около 230 тыс. человек, в том числе Центрами социального обслуживания населения районов - 73,2 тыс. человек. В структуру Центра социального обслуживания населения города входит 51 отделение социальной помощи на дому, в том числе 10 специализированных, 10 отделений срочной помощи.