Структура доходов бюджета города Красноярска в 2000 - 2003 гг. (показатели ранжированы по состоянию на 2003 год)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |||||
доля | ранг | доля | ранг | доля | ранг | доля | ранг | |
Налоги на прибыль <*> | 44,6% | 1 | 55,8% | 1 | 35,8% | 1 | 57,7% | 1 |
в том числе: | ||||||||
налог на прибыль организаций <**> | 20,0% | 22,3% | 8,4% | 23,5% | ||||
налог на доходы физических лиц | 24,6% | 33,5% | 27,3% | 24,0% | ||||
Субвенции | 10,1% | 3 | 8,8% | 3 | 7,5% | 4 | 11,4% | 2 |
Налоги на имущество | 5,8% | 5 | 6,3% | 4 | 6,1% | 5 | 6,9% | 3 |
Прочие налоги, пошлины и сборы (государственная пошлина, местные налоги и сборы, прочие налоговые платежи и сборы) | 22,6% | 2 | 11,5% | 2 | 9,2% | 3 | 5,9% | 4 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности или от деятельности государственных или муниципальных организаций <***> | 5,1% | 6 | 2,5% | 8 | 3,3% | 7 | 5,0% | 5 |
Налог на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы | 7,2% | 4 | 3,3% | 6 | 5,3% | 6 | 2,9% | 6 |
Дотации | 3,8% | 5 | 25,3% | 2 | 2,4% | 7 | ||
Налоги за пользование природными ресурсами | 1,1% | 8 | 1,0% | 10 | 1,7% | 11 | 2,1% | 8 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 1,5% | 9 | 1,7% | 10 | 2,0% | 9 | ||
Налоги на совокупный доход | 3,0% | 7 | 2,7% | 7 | 1,9% | 8 | 1,8% | 10 |
Субсидии | 1,7% | 9 | 1,1% | 11 | ||||
Штрафные санкции, возмещение ущерба | 0,5% | 9 | 0,7% | 12 | 0,5% | 12 | 0,5% | 12 |
Средства, полученные по взаимным расчетам | 0,0005% | 13 | 0,4% | 14 | 0,001% | 17 | 0,1% | 13 |
Административные платежи и сборы | 0,1% | 11 | 0,1% | 15 | 0,1% | 13 | 0,1% | 14 |
Доходы целевых бюджетных фондов | 0,2% | 10 | 0,9% | 11 | 0,04% | 14 | 0,02% | 15 |
Прочие неналоговые доходы | 0,03% | 12 | 0,01% | 17 | 0,02% | 16 | 0,01% | 16 |
Доходы от продажи земли и нематериальных активов | 0,5% | 13 | 0,0% | 15 | ||||
Прочие безвозмездные перечисления | 0,1% | 16 | ||||||
Средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды | -0,2% | 14 | -0,1% | 18 | -0,04% | 18 | -0,02% | 17 |
ВСЕГО ДОХОДОВ, тыс. руб. | 4202486 | 5716010 | 7535804 | 7852938 |
Источник: "Информация об исполнении бюджета г. Красноярска по доходам и расходам", 2000 - 2002 гг., "Отчет об исполнении бюджета г. Красноярска на 1 января 2004 года".
________________
<*> В 2000 - 2001 гг. доходный источник назывался "Налог на прибыль (доход), прирост капитала".
<**> В 2000 - 2001 гг. доходный источник назывался "Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций".
<***> В 2000 - 2001 гг. доходный источник назывался "Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций".
За анализируемый период наблюдается значительное сокращение доли поступлений местных налогов и сборов в общей сумме доходов бюджета города - с 22,1% в 2000 году до 5,5% в 2003 году. Налог на прибыль организаций, а также местные налоги и сборы в анализируемый период составляли соответственно до 23,5% и 22,1% доходов бюджета города.
Дотации внесли значительный вклад в бюджет в 2002 году (25,3%), а субвенции составляют от 22% (2002 год) до 76% (2003 год) всех безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней.
Фактором неустойчивости структуры бюджета города и величины поступлений является изменение налоговых ставок и нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджет города. Так, законом о краевом бюджете на 2003 год в Красноярске:
- увеличен норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц с 61% в 2002 году до 69% в 2003 году. По сравнению с 2002 годом поступления по налогу на доходы физических лиц в 2003 году во все уровни бюджетной системы возросли на 24,9%, при этом отчисления в бюджет города по данному доходному источнику увеличились на 30%;
- установлен норматив отчислений по налогу на прибыль в размере 87% от сумм налога, зачисляемого в краевой бюджет (в 2002 году норматив не устанавливался).
Одновременно на изменение доходов города влияют и такие факторы, как:
- улучшение финансовых результатов деятельности предприятий города (исполнение бюджета по налогу на прибыль в 2003 году составило 119% к уточненному плану);
- увеличение налогооблагаемой базы у ряда налогоплательщиков города в связи с вводом новых производственных мощностей и модернизацией производства (рост поступлений по налогу на имущество по сравнению с 2002 годом составил 19%);
- сложное финансовое положение крупных предприятий - плательщиков земельного налога и налога на имущество предприятий, а также применение процедур банкротства к предприятиям города в текущем году (это не позволило добиться повышения собираемости указанных налогов по текущим платежам, а также погашения задолженности прошлых лет в запланированных объемах, в связи с чем исполнение составило 73% и 88% к плану года соответственно).
В бюджетных расходах основными статьями стабильно являются: жилищно-коммунальное хозяйство и сфера образования. Их доля в общем объеме бюджетных расходов составляла: 62,7% в 2000 г., 57% в 2001 г., 61,3% в 2002 г., 56,6% в 2003 г. (табл. 6).