Действующий

О ПРОГРАММЕ "ДЕТИ КРАСНОЯРСКА: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДО 2010 ГОДА" (с изменениями на: 20.11.2007)

1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ


Развитие ребенка, особенно в условиях мегаполиса, связано со сложнейшими биологическими (включая наследственность), экономическими и экологическими процессами, с образом жизни горожан. Недостатки в существующих системах физического воспитания, медицинского обслуживания, в организации двигательной активности формируют тенденцию ухудшения физического развития, приводят к росту доли детей с дисгармоничным развитием, способствуют снижению защитно-приспособительных функций детского организма и увеличению роста хронических и аллергических заболеваний.

Создать полноценные условия для физического, нравственного и психологического развития начиная с раннего возраста ребенка призвана, в первую очередь, семья в сотрудничестве со специалистами и учреждениями отраслей образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, общественности при условии развитой инфраструктуры, современного материально-технического оснащения, качественного кадрового обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; общедоступного бесплатного дошкольного образования, обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное, основными направлениями Программы являются обеспечение предоставления доступного и качественного дошкольного и общего образования, а также создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Для реализации этих направлений Программой определен комплекс соответствующих мероприятий и необходимые объемы их финансового обеспечения независимо от источника финансирования. Программа служит основой для разработки городских целевых программ и иных правовых актов города Красноярска в области обеспечения предоставления дошкольного и общего образования, создания условий для сохранения и укрепления здоровья жителей, в том числе условий для развития физической культуры и массового спорта.

С 1991 года значительно изменилась сеть дошкольных образовательных учреждений города Красноярска. В связи с передачей 71% ведомственных дошкольных образовательных учреждений в муниципальную систему образования сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений увеличилась с 99 до 190 дошкольных учреждений.

До 2002 года система полностью удовлетворяла потребности города в связи с тем, что с 1985 по 2002 год рождаемость снизилась на 70%. Наполняемость ряда дошкольных образовательных учреждений в данный период составляла 50%, в связи с чем часть принятых в собственность города зданий, в которых ранее размещались дошкольные учреждения, была передана как невостребованная для использования в иных социально значимых целях.

С 2002 года обозначилась тенденция повышения рождаемости, что привело к появлению дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях. К 2007 году очередность достигла 10275 человек (с 1,5 до 7 лет), в том числе потребность мест для детей от 1,5 до 3 лет составила более 5 тысяч. Прогноз рождаемости показывает, что численность детского населения (0 - 18 лет) в городе с 2004 по 2009 год возрастет от 184 до 196 тысяч и сохранится до 2015 года. Потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях возрастет до 40 - 42 тысяч (в наличии 32 тысячи мест в 2006 году) и сохранится ближайшие 10 - 12 лет.

Сегодня проблема определения детей в дошкольные образовательные учреждения актуальна для всех районов, но особенно в местах новостроек. В детских садах города Красноярска начиная с 2004 года открыто 920 дополнительных мест за счет оптимизации площадей дошкольных образовательных учреждений, перепрофилирования общеобразовательных учреждений.

Но в целом решение проблемы требует принятия кардинальных мер, таких как:

- комплексный капитальный ремонт высвобожденных или приобретенных зданий и оборудование их под дошкольные образовательные учреждения;

- строительство зданий для размещения дошкольных образовательных учреждений;

- открытие дошкольных отделений на свободных от уставной деятельности площадях общеобразовательных школ;

- переоборудование имеющихся помещений в дошкольных образовательных учреждениях;

- перепрофилирование образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста в дошкольные образовательные учреждения.

Меры разрабатываются и реализуются в зависимости от конкретных условий и возможностей каждого района города. При этом необходимо отметить, что их исполнение сопряжено с рядом трудностей. Так, например, открытие дошкольных отделений на свободных от уставной деятельности площадях общеобразовательных школ требует совмещения пищеблоков, выделения части пришкольной территории для организации прогулок детей, внесения изменений и дополнений в устав образовательного учреждения.

Ввод в эксплуатацию новых площадей требует последующего решения организационно-правовых вопросов, подбора кадров (планируется введение 2028 новых рабочих мест), материально-технического оснащения.

Одной из проблем города, особенно в районах новостроек, является нехватка мест в общеобразовательных школах для обеспечения доступности общего образования. В течение ряда лет отдельные школы вынуждены работать в режиме двухсменных занятий, что ограничивает возможность предоставления детям дополнительного образования, организации внеклассной воспитательной работы. Так, в режиме двухсменных занятий в 2005 году из 133 школ работали 74 школы, в 2006 году - 59 из 132. Количество детей, обучающихся во вторую смену, от общего числа детей в 2005 году составило 13%, 2006 году - 12%, прогноз на 2007 - 2008 учебный год в связи с общим снижением количества обучающихся - 10% (4000 детей). Наибольшая доля приходится на Советский район (микрорайоны Северный, Взлетка, Иннокентьевский), Октябрьский район (микрорайон Ботанический). Ввод в эксплуатацию школ в этих микрорайонах позволит решить данную проблему.

Приоритетным направлением муниципальной политики в Красноярске является пропаганда здорового образа жизни горожан. Системное решение данной проблемы предусматривает необходимость мониторинговых исследований состояния здоровья детей, для проведения которых запланировано оснащение 14 кабинетов для проведения диспансерного осмотра детей с использованием экспертно-скрининговых систем.

(в ред. Решения Красноярского городского Совета депутатов от 20.11.2007 N В-348)

Значительную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения играют физическая культура и спорт. Именно эти направления дополнительного образования наиболее востребованы детьми и подростками и являются эффективным средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Наряду с развитием физкультурно-массовой работы в образовательных учреждениях в 2006 году в школах открыты 36 спортивно-оздоровительных клубов, призванных стать центрами активного отдыха для детей и взрослых с разным уровнем физической подготовки. Начато строительство современных спортивных площадок в рамках реализации краевого проекта "Мой спортивный школьный двор". Такие школьные дворы позволяют организовывать красноярцам активный отдых и являются особенно актуальными для окраин и районов новостроек.

За последние три года в городской системе дополнительного образования расширился спектр услуг физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности: фитнес, спортивное ориентирование, мини-футбол и другие услуги. Освоены современные технологии организации оздоровительно-массовой работы, увеличилось количество официально зарегистрированных спортивных федераций, популяризируются спортивно-технические виды и спортивный туризм. Все большее количество детей и подростков увлекается катанием на роликовых коньках, велосипедах.

Однако недостаток материально-технических условий, проблема кадрового обеспечения, недостаточно развитая инфраструктура затрудняют решение современных задач в области физической культуры и спорта.

Предусмотренные настоящей Программой устройство спортивных площадок в сорока общеобразовательных учреждениях, устройство шести плоскостных сооружений для испытаний и соревнований по спортивно-техническим видам спорта, проведение зональных спортивно-массовых мероприятий позволят наиболее эффективно работать с населением по формированию устойчивого интереса к физической культуре, спорту, здоровому образу жизни, созданию "моды на спорт".